Занятия, которые укрепят детскую психику и помогут снять тревогу
Творчество необходимо для гармоничного формирования детской личности, развития фантазии, творческого и эстетического мышления. Но творчество — это не только про досуг, воображение и эстетику, но и про эмоциональную сферу. Именно в процессе созидания дети проживают то, что не могут выразить словами, и находят ресурсы. Предлагаем творческие техники, которые гармонизируют детскую психику и улучшают эмоциональное состояние.
Содержание:
- Кляксография — профилактика страха ошибок
- Песочница и сыпучие материалы — проживание сложных чувств
- Пластилинография — снятие напряжения и развитие речи
- Эбру — коррекция эмоционального состояния
- Дудлинг — снижение тревожности и формирование усидчивости
Кляксография — профилактика страха ошибок
Предложите ребенку… испачкать лист. Капнуть гуашью, расчертить его каракулями или вытереть пальцы, испачканные краской. Когда дело будет сделано, предложите посмотреть на то, что получилось, и поискать в кляксах образы и очертания предметов, а когда они будут найдены преобразовать их в картину.
Кляксография — это прекрасный способ развить детское воображение и отличная терапия страха ошибок. Ведь, по сути, клякса — это и есть ошибка, которую невозможно стереть с листа. Преобразовывая ее в картинку, ребенок бессознательно учится видеть в ошибках возможности для чего-то нового.
Песочница и сыпучие материалы — проживание сложных чувств
Взаимодействие с песком помогает отреагировать сложные события, высвободить непрожитые чувства, избавиться от страхов. Сейчас несложно достать «юнгианскую песочницу», специальный песок и фигурки. Такую песочницу можно использовать дома для игр и творчества.
Что можно делать с домашней песочницей?
- Рисовать дороги, возить по ним машинки, формировать ландшафт, строить дома из кубиков.
- Засыпать и откапывать предметы.
- Рисовать на песке.
- Добавить воды и лепить фигуры, строить замки.
- Пересыпать песок из одной руки в другую, оставлять отпечатки.
Арт-терапевт Елена Тарарина предлагает заниматься «полушарным рисованием» с гиперактивными и агрессивными детьми. Суть упражнения заключается в следующем: ребенок набирает в две горсти песок (или манку) так, чтобы он сыпался из отверстий между пальцами, и рисует на столе две одинаковые фигуры обеими руками (например, два квадрата). Потом снова, но другой рисунок. Это помогает сбалансировать работу правого и левого полушарий и снизить уровень негативных эмоций.
Пластилинография — снятие напряжения и развитие речи
Пластилинография — это рисование пластилином на плотном картоне или пластике. Для работы потребуется твердая подложка и мягкий (восковой) пластилин 12 и более цветов. Для украшения можно использовать природные материалы, бисер, бусины.
Польза пластилинографии заключается в том, что она помогает уравновесить эмоциональное состояние, снять напряжение, успокоиться (например, если ребенок пришел возбужденный из сада). В работе активно задействуются кончики пальцев, которые, как известно, тесно связаны с мозгом и речевым развитием.
Эбру — коррекция эмоционального состояния
Эбру или рисование на воде позволяет создавать уникальные и необычные картины, причем без каких-либо художественных навыков. Дети любят такие занятия, потому что это необычно, интересно и всегда дает красивый результат. А с терапевтической точки зрения эта техника помогает снять напряжение и зажатость, расслабиться, отпустить неприятные воспоминания.
Для эбру нужны специальные краски, загуститель, вода, белые листы, поддон и палочки для рисования. Школьники могут самостоятельно проводить почти все манипуляции, а малышам потребуется помощь родителей. Во время рисования ребенок сам выбирает цвета, смешивает их по желанию и капает в поддон с раствором. С помощью палочки, кисти или расчески можно создавать узоры и образы.
Дудлинг — снижение тревожности и формирование усидчивости
Дудлинг — это медитативное рисование, при котором человек заполняет пространство листа произвольным узором до тех пор, пока не останется пустого пространства. Никаких шаблонов, образцов и правил! Можно, например, заполнить пространство кругами, точками, полосами или нарисовать какие-то объекты. Подобное рисование снижает уровень тревоги стресса, расслабляет, позволяет выплеснуть на бумагу накопившиеся чувства.
В арт-терапии есть понятие «фрактальной живописи» — ребенку дается рисунок, содержащий множество мелких элементов, которые он должен раскрасить разными цветами так, чтобы элементы одинаковых цветов не оказались рядом. Чтобы выполнить задание, ребенку требуется максимально сконцентрироваться и проявить усидчивость. То, что нужно, для гиперактивных деток.
Любое творчество полезно для детей. Даже если малыш посещает художественные занятия или много рисует в саду, регулярно устраивайте дома «творческие пятиминутки» и предлагайте ребенку отреагировать сильные чувства через рисование. Но помните, что главная задача таких занятий — не красивый рисунок, а трансформация переживаний в процессе творчества.
Мария Помозова, арт-терапевт,
специально для LizaLand