Алфавит и цифры для малышей

Изучаем алфавит

Освоение алфавита — важный и обязательный этап в жизни каждого ребёнка. Однако у родителей обучение может вызывать множество вопросов, а иногда и сложностей.

Как понять, что ваш ребёнок готов к погружению в новый для него мир знаний? Как сделать процесс обучения лёгким и при этом эффективным, не отбив у маленького ученика тягу к чтению и учёбе в целом?

Содержание

Зачем учить ребёнка алфавиту дома

Алфавит и цифры для малышей

Алфавит является ключом к познанию окружающего мира. Если малыш умеет составлять слова и читать сам, он получает доступ к увлекательным сказкам, детским рассказам и стихам, разным интересным книгам и энциклопедиям.

К тому же, помимо развития кругозора, ребёнок чувствует себя более самостоятельным, он может сам выбирать, что ему сейчас интересно, и сам решать, что и когда он хочет почитать. Такие навыки пригодятся ему в дальнейшей учёбе, образовании и взрослой жизни в целом.

Когда лучше начинать изучать алфавит

Алфавит и цифры для малышей

В первую очередь родителям стоит понять, для чего они хотят обучать своего ребёнка. Если вы представляете себе всеобщее восхищение друзей и родственников не по годам образованным малышом, лучше отложите педагогический процесс. Поскольку, если ребёнок не готов, вы не получите ожидаемых результатов, создадите излишнее напряжение для юного ученика и затянете процесс, так как малыш будет сопротивляться сложному, неинтересному и пока ненужному ему занятию.

Некоторые дети начинают различать буквы уже в два-три года, а к четырём могут самостоятельно читать. А у других детей интерес к азбуке проявляется ближе к шести или даже к семи годам.

Психологи и физиологи считают, что мозг ребёнка достаточно хорошо сформирован для чтения к пяти годам. До этого времени лучше заняться развитием речи, произношением и правильным формированием предложений. Однако все очень индивидуально.

Поэтому, чтобы ответить на вопрос «Можно ли начинать сейчас?», понаблюдайте за своим ребёнком: Рассматривает ли он с удовольствием картинки в книжках? Любит ли слушать сказки? Проявляет ли сам интерес к чтению и буквам?

____________________

Сконцентрируйтесь на желаниях и способностях малыша, и если он готов, либо подходит время для подготовки к школе, запаситесь терпением и желанием играть в познавание букв.
____________________

Вне зависимости от возраста, не стоит ждать, что ребёнок запомнит много букв, для хорошего результата понадобится время и регулярные занятия.

Как обучить ребёнка алфавиту правильно

Для ребёнка любого возраста самый лучший обучающий процесс проходит в форме игры. С помощью весёлых и увлекательных занятий малыши могут получать любые новые навыки и знания. У детей преобладает образный тип мышления. Именно поэтому для изучения алфавита очень хорошо подходят красочные картинки.

Можно спрашивать, на какую букву начинается животное или предмет на картинке, или вырезать буквы из бумаги и угадывать их название. Буквы можно раскрашивать, лепить, печь из теста, выкладывать из кубиков, из фруктов и овощей, складывать из палочек и камушков. Про буквы можно петь песни, читать стихи и разгадывать загадки. Вас и вашу фантазию здесь никто не ограничивает. Лучше чередовать разнообразные занятия.

Малыши не могут удерживать внимание на одном занятии дольше 15 минут, поэтому не проявляйте в уроках чрезмерного усердия. Осваивайте не больше одной буквы за один раз и обязательно повторяйте уже пройденный материал. Переходите к изучению новой буквы только после освоения предыдущей.

Алфавит и цифры для малышей

Практические занятия показывают: не стоит учить буквы в алфавитном порядке. Начать стоит с гласных. Не переходите к согласным, пока не будут усвоены и закреплены все гласные. Затем можно двигаться дальше к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г).

Знакомьте ребёнка сначала со звуками, а уже потом — с буквами. То есть сначала мы учим «Б», а не «Бэ», мы учим не название буквы, а ее произношение. Не «Вэ», «эН», «Дэ», а «В», «Н» и «Д». Иначе могут возникнуть сложности с соединением слогов.

Изучив один согласный звук, допустим, «Б», расскажите ребёнку, как соединять его с гласными: «БА», «БО», БУ» и т. д. Так малышу будет легче учиться читать.

Изучать шипящие звуки лучше после освоения более простых согласных.

Читать по слогам ребенка также учат в форме увлекательной игры.

3 года

Алфавит и цифры для малышей

Самый важный шаг в обучении столь юного малыша — заинтересовать его. А после появления интереса — не дать ему угаснуть.

Занимайтесь не чаще двух раз в неделю и не более 5–7 минут за одно занятие. Важно проводить урок, только если малыш сам этого хочет. Давайте ребёнку столько времени на усвоение одной буквы, сколько ему необходимо.

Чаще всего у малыша уже есть любимые песенки и стихи. Можно рассказывать про первую букву имени их героев или вместе с ребёнком придумывать собственные сказки и истории.

Подготовьте большое количество красочных интересных картинок и ярких книжек: в этом возрасте дети лучше всего воспринимают образы.

В трёхлетнем возрасте дети хорошо запоминают первые буквы своего имени, имён мамы, папы, родственников, домашних питомцев или любимых игрушек. Хорошо запоминают они буквы А, Б и В, а также все гласные буквы.

4 года

алфавит 4 года

С четырёхлетним ребёнком заниматься будет легче, так как он уже может анализировать полученную наглядно информацию.

Начинать также рекомендуется с гласных букв. К картинкам и игрушкам можно добавить настольные и обучающие компьютерные игры, кубики, пазлы и магнитную азбуку. Занятия проводятся так же, как и с трёхлетними малышами.

Освоение новых знаний и навыков у детей в этом возрасте происходит легче и с большим удовольствием, если родители придумывают для этого разнообразные обучающие игры и развлечения.

Можно смотреть с ребёнком специальные мультфильмы, обучающие буквам.

Закрепляйте пройденный материал легко и непринуждённо как дома, так и на прогулках, и везде, где вы бываете с малышом. Можно искать знакомые буквы на вывесках, афишах, рекламных щитах, в магазинах, кафе, развлекательных центрах и т.д.

5 лет

алфавит 5 лет

В пять лет ребёнок чаще всего сам проявляет интерес к чтению.

Основные принципы обучения пятилетнего ребёнка не отличаются от трёхлетнего, но есть несколько отдельных рекомендаций. Юный ученик будет больше заинтересован, если понимает, зачем ему осваивать алфавит. Не стоит пугать его будущими требованиями, которые его ждут в школе. Лучше расскажите о том, как здорово читать любимые книжки самому, без родителей. И сколько всего увлекательного он сможет узнать из мира книг.

Основной способ обучения, как и в предыдущих возрастных группах, остается тем же — красочные карточки с картинками.

Для привлечения внимания малыша к чтению лучше показывать интерес к книгам на своем примере. Читайте взрослые книги сами, а ваши дети будут стараться копировать вас и, вероятнее всего, тоже захотят научиться читать.

Давайте ребёнку пространство для выбора, пусть сам определяет, что он хочет, чтобы вы почитали ему.

Можно заинтересовать малыша специальными раскрасками и тетрадями, играми-головоломками, кроссвордами и т.д. Вы можете подобрать обучающее приложение для планшета, смартфона или сайт с познавательными играми в интернете.

6 лет

Алфавит и цифры для малышей

В шесть лет ребёнок, как правило, способен достаточно быстро освоить алфавит и обучиться чтению.

Ко всем описанным выше способам можно добавить классические методы обучения, такие как буквари и прописи.

В этом возрасте задача ваших занятий с ребёнком — не только выучить буквы и научиться складывать их в слоги, а слоги в слова, чтобы читать и писать, но и постепенно приучить будущего школьника к определённому графику и к организации собственного времени.

Уроки лучше проводить регулярно и в одно и то же время, постепенно увеличивая занятие до 20 минут.

_________________

И самое главное — хвалите юного ученика как можно чаще за успехи и ни в коем случае не ругайте за неусидчивость или ошибки.
_________________

Как учить цифры

Когда можно начинать учить с ребенком цифры?

Чтобы обучить ребёнка буквам и цифрам, с ним нужно регулярно заниматься. Но при соблюдении определённых условий, обретённые навыки и способности будут радовать и вас, и малыша.

Что способствует процессу обучения в столь малом возрасте? Во-первых, спокойная домашняя обстановка. Во-вторых, регулярность занятий. В-третьих, изучение нового не должно быть навязано ребёнку. Занимаемся только тогда, когда малыш хочет и готов к этому.

Когда можно начинать учить с ребенком цифры

Безусловно, главное — это заинтересовать малыша, привлечь его внимание. Дети от природы любознательны и открыты всему новому, поэтому в изучении цифр нет сложностей, особенно если процесс обучения происходит в виде игры. А материалом могут послужить любые вещи в окружении ребёнка: игрушки, иллюстрации в любимых книжках, различные картинки.

Вы можете одновременно осваивать с малышом и цифры, и алфавит. Для юного ученика нет разницы: запоминать цифры или буквы. Для него и те и другие лишь набор чёрточек и закорючек. Главное, чтобы вашему ребёнку было интересно играть.

Обучение нужно начинать с игр с разными предметами и игрушками, направленных на знакомство с числами. И только потом переходить к цифрам.

Число — единица счета, выражающая количество (один дом, два дома, три дома и т. д.). Цифра — знак (символ), обозначающий значение числа.

Нет возрастных ограничений, когда начинать учить с ребёнком цифры. Даже годовалого малыша можно начинать знакомить с числами. Например, на прогулке считать вслух голубей, кошек или ступеньки на лесенке. Помогут также стихи, считалочки, сказки. Результат вы услышите позднее, когда любознательная кроха научится произносить слова. Накопленная зрительная и слуховая память поможет ребёнку быстрее сопоставить слово со знаком (цифрой), когда он начнет говорить.

В возрасте трех-пяти лет ребёнок уже может посчитать, сколько зверушек изображено на картинке или сколько ему дали конфет. Малыша можно знакомить с цифровыми обозначениями чисел — например, называя число, показывать соответствующую цифру.

Упражнения для изучения цифр

Понятие «ноль»

Освоение числа «ноль» легко дается даже совсем маленьким ученикам. Ребёнок быстро понимает, что игрушки были, а теперь их нет. Мама убрала их, сказав: «Ничего не осталось, ноль». Это легко можно проиллюстрировать на прогулках (птички были, а потом все разлетелись).

Сравнение количества предметов

Уже в возрасте двух-трёх лет обучайте малыша на примерах: вот одна машинка, а здесь машинок много, вот одно дерево, а там деревьев много и т.д.

учим цифры

Понятие «столько же»

Можно использовать любые игрушки и предметы: кубики, чашки с блюдцами, машинки и гаражи и т.п. Например, у нас было три кубика и три игрушки, на три кубика мы поместили три игрушки. Всем хватило «домиков»? Значит, кубиков было столько же, сколько и игрушек.

Понятие «больше–меньше»

Чтобы наглядно продемонстрировать, что такое «больше», можно изменить количество предметов. Например, один кубик остался без игрушки, значит, кубиков было больше. Или одна чашечка осталась без блюдца, значит, блюдец было меньше.

Сравнение одинаковых предметов

Выложите два ряда из одинаковых предметов, например, кубиков или цветных картинок. Второй ряд располагается прямо под первым. Какой из них длиннее, там и количество предметов больше.

учим цифры

Сравнение разных предметов

Сравнение предметов разного размера начинается только после усвоения предыдущего этапа. Выкладываем перед ребёнком предметы разного размера и сравниваем их. Одни предметы больше, чем другие, но по количеству их меньше.

Состав числа

Ребёнок в будущем легко освоит простые математические действия, если будет понимать, что число можно разложить на составляющие.

Проиллюстрировать это малышу просто. Например, кукле дают два платья и проговаривают: «Одно платье и одно платье. Итого у нас два платья». Использовать можно любые игрушки и предметы домашнего обихода.

Обратный счёт

Научить ребёнка обратному счету легко с помощью пирамидки, игр с различными конструкторами, кубиками (собирание башенки). Закреплять это умение также удобно на прогулках, особенно если малыш любит ходить по лесенкам. Вверх забрались — считали в правильном порядке, вниз — в обратном.

Сложение и вычитание

Решать математические задачи пока ещё рано. Ребёнок будет обучаться этому в школе. Но простейшие математические действия уже можно освоить во время игры. Только не нагружайте малыша сверх меры. Если пропал интерес, то нужно переключиться на другую игру.

Можно начинать с самого простого — загибать пальчики на ручке. Загнули пять, а один распрямился — сколько осталось?

Один кубик убрали — вычитаем. Кубик положили на место — прибавляем. Было три конфетки, одну съели. Сколько вычитаем?

Иллюстрации этих простых математических действий на самом деле окружают малыша повсюду.

Написание цифр

Написание цифр

Юным ученикам может понравиться рисовать цифры, лепить их, выкладывать из кубиков, конструктора, бумаги, палочек и любых подручных материалов.

В дошкольном возрасте любые символы, будь то цифры или буквы, воспринимаются малышами как единое целое. Им пока ещё сложно разложить облик цифры на отдельные палочки, полукружия и крючки. Запомнить написание поможет игра в ассоциации «На что похожа цифра».

Детишки сравнительно легко учатся считать, но запомнить и воспроизвести написание цифр им ещё сложно. Не спешите и не требуйте от малыша слишком многого.

Для начала написанию цифр можно учить в альбоме для рисования, а когда у малыша окрепнет рука, то стоит добавить прописи. Чаще всего они хорошо иллюстрированы и снабжены весёлыми считалочками и стихами, для того чтобы превращать скучный процесс в увлекательную игру.

Чётные и нечётные числа

Объяснить ребёнку, что такое чётные и нечётные числа, проще всего наглядно.

Можно брать определенное количество одинаковых предметов и пытаться разделить их на две группы. Если делятся, значит, их общее количество чётное. В обратном случае, соответственно, нечётное.

Чередование чётных и нечётных чисел

Чтобы малыш освоил чередование чётных и нечётных чисел, сначала с ним нужно поупражняться считать через один. Здесь можно практиковаться в игре: кормить ряд игрушек (через одного), прыгать через ступеньку на прогулке и пр.

Ноль — чётное число

Немного упростит обучение чётным и нечётным числам понимание того, к какой группе относится ноль. К примеру, 10 книжек делятся на две группы поровну, 20 — тоже. Значит, когда число оканчивается на 0, оно чётное. Следовательно, и сам ноль тоже чётный.

Также помним, что чётные и нечётные числа чередуются. 1 — нечётное число? Значит, цифра 0, которая идет перед 1, чётная.

Закрепление знания о чётных и нечётных числах

Когда ребёнок запомнил, какие числа чётные, а какие нечётные, можно поиграть с ним в игру на отгадывание числа. Например, вы загадываете число в диапазоне между 2 и 5 и говорите, что это число чётное. А ребёнок отгадывает цифру.

______________________

Регулярные занятия помогут ребёнку в написании цифр, освоении чисел, выполнении простых математических действий на сложение и вычитание. Важно не перенапрягать малыша, не ругать его за крупные и мелкие ошибки и обязательно хвалить за любые, даже небольшие успехи. 
______________________

Дети мыслят образами и максимально эффективно учатся в условиях увлекательной игры. Поэтому для первого погружения в мир математики хорошо подойдут детские книжки с яркими картинками, считалками и стихами. Они помогают освоить цифры легко, весело, незаметно и интересно как для малышей, так и для их родителей.

Анна Луценко, 
для Издательства LizaLand