Детский сад

Как подготовить малыша к новому этапу жизни?

Многие родители чувствуют вину, когда отводят ребенка в детский сад. Кажется, что малышу так сложно привыкнуть к новому месту! Но почти все дети способны довольно быстро адаптироваться в саду. Сложности могут возникнуть лишь детей с определенными особенностями характера и развития и у тех, кого отдают в сад без подготовки. Для остальных детей сад быстро перестает быть стрессом и становится источником положительных эмоций.

Содержание:

  1. Во сколько лет отдавать в сад?
  2. Сколько длится адаптация?

Во сколько лет отдавать в сад?

Универсальной рекомендации нет, все зависит от развития конкретного малыша. Считается, что наилучшее время для сада — 3-4 года. В этом возрасте ребенок, как правило, психологически готов к сепарации от мамы. 

Но окончательное решение остается за мамой. Если она чувствует сильное эмоциональное выгорание, а помочь с малышом некому, сад — единственная возможность для женщины отдохнуть и восстановить ресурс.

План подготовки ребенка к детскому саду

Чтобы детский сад не стал кошмаром для ребенка и родителей, требуется правильная подготовка к этому этапу. 

  1. Информируйте ребенка о садике. Расскажите, что это за место и как дети проводят там время. Поделитесь воспоминаниями о том, как вы ходили в детский сад (обязательно в позитивном ключе). Читайте книги и смотрите мультики о том, как герои идут в сад. Гуляйте рядом с садиком и, если есть возможность, сходите туда на «экскурсию». В бытовых моментах непринужденно упоминайте про сад: «Такую запеканку обычную готовят в садике на завтрак», «Интересно, а какие там будут игрушки». Обязательно объясняйте, что всех детей забирают домой каждый вечер, никто не останется в саду на ночь — это профилактика детских страхов. 
  2. Подстройте режим дня под садовский распорядок. Узнайте, во сколько дети в саду завтракают, во сколько ложатся на дневной сон, во сколько гуляют — и живите по этому распорядку хотя бы несколько недель. Это внесет в жизнь элемент стабильности и предсказуемости, и поход в сад не станет слишком серьезным испытанием для детской нервной системы. 
  3. Учите ребенка навыкам самообслуживания. Малыш должен уметь переодеваться с прогулки (одежду лучше выбрать без сложных замков, обувь — на липучке), складывать вещи и убирать их в свой шкаф, убирать за собой игрушки после игры, относить посуду на кухню и т.д.
  4. Не ограничивайте социальный круг. Важно, чтобы малыш с раннего возраста видел вокруг себя разных людей: бабушек, дедушек, друзей семьи. По возможности оставляйте его ненадолго с бабушкой или другими родственниками. Ребенок должен понимать, что мама может уйти, и это нормально, но потом она обязательно вернется. Если ребенок с детства привыкнет прощаться с мамой, адаптироваться в саду ему будет проще.
  5. Ходите на детские площадки и больше общайтесь. В идеале к детскому саду ребенок уже должен получить хоть какие-то навыки коммуникации со сверстниками. Самый простой способ это сделать — водить малыша на детские площадки и приглашать в гости знакомых с детьми. 

Сколько длится адаптация?

Адаптация начинается у ребенка через пару недель после первого посещения сада и длится до трех месяцев. В этот период может измениться поведение малыша (например, он будет чаще капризничать). При тяжелой адаптации могут появиться соматические симптомы (нарушение сна, потеря аппетита, заикание) и откаты в развитии. В этом случае необходима консультация невролога.

Адаптация к саду должна проходить постепенно. Например, в первую неделю малыш приходит только на прогулку и не заходит в группу. Следующие пару недель мама приводит его в группу и забирает после прогулки. Потом он начинает оставаться с утра и до сна, потом — остается на сон.

Также следует иметь возможность давать ребенку дополнительный «день отдыха» в течение недели хотя бы первые 4-6 недель. Если ребенок устал, плохо себя чувствует, капризничает, его стоит оставить дома. Это необходимо, чтобы нервная система могла восстановиться. 

Что делать, если ребенок не хочет отпускать маму утром?

  • Если есть возможность, пусть ребенка отводит человек, к которому у него нет такой сильной привязанности, как к маме. Например, замечено, что с папами дети прощаются легче, чем с мамами. 
  • Активно выслушайте малыша. «Я вижу, что ты сейчас очень расстроен. Ты не хотел бы, чтобы я уходила на работу. Я тебя понимаю. Я тоже хотела бы провести это время с тобой». 
  • Объясните, когда вы вернетесь: «Я приду после того, как ты пообедаешь и поспишь» или «Сейчас вы покушаете, поиграете, погуляете, и я приду за тобой». 
  • Оставьте символическое напоминание о доме — игрушку, маленькую вещицу, которая будет напоминать о маме. Но давая ребенку его любимую игрушку, стоит быть готовым к тому, что ее может испортить другой малыш. Для вашего ребенка это станет травмирующим событием.

После сада лучше прогуляться, побеседовать, провести время вместе. Не спрашивайте, понравилось ли ребенку в саду. Лучше спросите, что ему запомнилось больше всего. Но не стоит утомлять ребенка расспросами о садике, важнее дать ему время на свободную игру и общение с родителями. Пусть топает по лужам, полчаса рассматривает бабочку на цветке, играет с любимыми игрушками, строит домик из стульев и одеял… Подключайтесь к его игре, если чувствуете, что ему это важно. А еще можно вместе посмотреть детский фильм, почитать и обсудить книжку или поиграть в настольную игру.

подготовила Мария Помозова
специально для LizaLand