Эстетическое развитие ребенка

Что это такое и почему нужно воспитывать в детях любовь к красоте?

Прививать детям хороший вкус и учить их замечать красоту вокруг себя необходимо почти с самого рождения. Это формирует личность, расширяет чувственную сферу и способствует духовному развитию. 

Содержание:

  1. Что такое эстетический интеллект?
  2. Как привить любовь к прекрасному?
  3. Почему ребенок не интересуется искусством?

Что такое эстетический интеллект?

Эстетический интеллект — это умение видеть и понимать красоту в искусстве, природе, людях. Такой человек тонко чувствует красоту, замечает ее там, где кто-то другой не заметит. Его эмоциональный диапазон значительно шире, чем у других людей, а жизнь более насыщена красками и яркими эмоциями. Но главное, такой человек способен сам создавать прекрасное вокруг себя. 

Эстетическое воспитание — это не только про знакомство с искусством, но и про любовь к природе, родной культуре, уважение к людям, искренний интерес к новому. Оно формирует у детей воображение, развивает чувственную сферу, нравственные качества.

Первый опыт эстетического переживания дети получают в раннем возрасте в своей привычной среде. Яркая игрушка, приятная музыка, красивый цветок — все это привлекает внимание малыша, он учится выделять красивое и осознавать свою реакцию на него. Позже элементы эстетического развития встречаются в детсадовских занятиях, в творческих кружках.

Как привить любовь к прекрасному?

Один из простых способов эстетического воспитания дошкольников — знакомство с репродукциями известных картин. Можно в игровом формате показывать ребенку по одной репродукции в день, сопровождая небольшим рассказом о картине (чем младше ребенок, тем меньше и проще должен быть рассказ). Интересно порассуждать с детьми:

  • Что изображено на картине? 
  • Какие цвета использовал художник?
  • Какое настроение он хотел передать и получилось ли?
  • Нравится ребенку картина или нет? 
  • Что больше всего привлекает внимание?

Таким образом, ребенок не только знакомится с известными картинами, но и учится анализировать увиденное, связывать это со своими внутренними переживаниями. Когда родитель почувствует, что ребенок готов к «выходу в свет», достаточно мотивирован и заинтересован, он может спланировать поход в музей или картинную галерею.

Также рекомендуется слушать с малышами классическую музыку. Лучше выбирать произведения из подборки для малышей, особенно полезной считается музыка Моцарта. 

Каждая прогулка может стать отличным уроком эстетического развития, если мама сама будет видеть прекрасное вокруг себя и обращать внимание малыша на красивый пейзаж, необычные цветы, архитектуру и т.д. 

Родителям следует окружать ребенка красивыми вещами и акцентировать на этом внимание. Особенно это касается выбора игрушек и книг. К сожалению, сегодня на прилавках магазинов много некачественных детских товаров: слишком яркие и пугающие игрушки (например, знаменитый Хагги Вагги), книги с некрасивыми иллюстрациями. Для детского развития более полезны книги с иллюстрациями в естественных цветах и тактильно приятные игрушки.

Почему ребенок не интересуется искусством?

Многие родители жалуются, что дети не хотят посещать музеи, равнодушны к классической музыке и в целом не интересуются тем, что так хочется донести взрослому. Вот некоторые возможные причины:

  • Родители «навязывают» ребенку искусство. В этом случае посещение музея или просмотр репродукций приобретает оттенок «обязаловки»: что-то скучное, ненужное, непонятное. Еще хуже, если родители сами не получают удовольствия от соприкосновения с искусством, но требуют этого от ребенка. Эстетическое развитие возможно только через удовольствие и интерес.
  • Мероприятия не по возрасту. Все дети разные, но с большой вероятностью трехлетке будет скучно сидеть на «Лебедином озере» или слушать повесть о войне. Важно ориентироваться на возраст ребенка, его интересы, уровень развития.
  • Скучная подача. Дошкольникам сложно концентрировать внимание на одном занятии долгое время, особенно если оно требует усидчивости и статики. Им необходима смена деятельности, движение, действие.

Очень хорошо в этом случае работает мультимодальный подход к обучению. Например, вы рассказали ребенку об известном композиторе, послушали его музыку, ребенок потанцевал под нее, попробовал воспроизвести мелодию с помощью детских барабанов или колокольчика, а потом попытался отреагировать свои впечатления через рисунок. То есть включаются сразу несколько органов чувств, работает и тело, и мозг.

  • Не развит эмоциональный интеллект. Эстетическое воспитание тесно связано с развитием эмоционального интеллекта, умением понимать себя и свои чувства. Если ребенок не понимает своих чувств, ему сложно дать эмоциональный отклик на картину или мелодию.

Эстетическое воспитание детей должно быть включено в повседневную жизнь наравне с эмоциональным развитием. Родитель должен стать первым учителем малыша, а для этого ему самому стоит эстетически развиваться и учиться замечать красивое в обыденной жизни и привычных вещах.

 

Подготовила Мария Помозова

специально для LizaLand