Хагги Вагги – воображаемый друг

Хагги Вагги

Для справки: Хагги Вагги — персонаж хоррор-игры Poppy Playtime, вышедшей в октябре 2021 года. Вскоре после выхода игры Хагги Вагги превратился в популярный мем, а игрушки с этим персонажем стали очень популярными. (Википедия)

Содержание:


Что делать, если ребенок дружит с игрушкой или невидимкой?

На прием к детскому психологу пришли родители с пятилетним мальчиком Никитой. Никита так сильно полюбил плюшевую зубастую игрушку Хагги Вагги, что начал с ней разговаривать. Он спрашивает у нее совета на все случаи жизни и относится чуть ли не как к члену семьи. Родители обеспокоены и хотят узнать, что им делать, чтобы не обидеть сына, но при этом не допустить перекоса в развитии его личности. Игрушку родители считают злой и страшной. Сами бы они ее не купили, но это подарок бабушки. Выбросить нельзя, относиться с любовью тоже не получается. Как же поступить?

Такие ситуации не редкость. Не всегда воображаемым другом становится именно Хагги Вагги. Это может быть другая игрушка или даже невидимка. 

И родителей, и ребенка можно понять. Маме и папе Никиты кажется, что зубастый уродец заменил мальчику их. Малыш больше не спрашивает у них совета, а консультируется лишь со своим плюшевым другом. Авторитет утерян. И кроме того, нормально ли это, что ребенку нравится такая страшная игрушка? Не говорит ли это об отклонениях? И как скажется на психике ребенка его «дружба» с отрицательным героем?

Для Никиты Хагги — милый улыбчивый пушистик и единственная возможность общаться с «себе равным». В свои пять лет у мальчика нет других друзей, потому что он не ходит в детский сад, часто болеет и лишь изредка гуляет на детской площадке, на которую приводят детишек с такими же разноцветными зубастиками. Никита расстраивается, что родители не любят Хагги, но еще больше он тревожится, что они выбросят игрушку. Мальчик каждый вечер прячет Хагги, чтобы ночью родители никуда не дели любимую игрушку.

Фантазия как норма развития

У детей с трех до десяти лет происходит активное развитие воображения. Сначала малыш пробудет фантазировать в игре — придумывает новые сюжеты, персонажей (в том числе невидимых игроков). Позже фантазия переходит в творческие виды деятельности. Благодаря воображению у ребенка появляется возможность творить, мечтать, представлять то, чего он никогда раньше не видел, находить креативные решения задач, соприкасаться с мирами других людей.

А еще фантазии — это доступный детям способ усвоить и прожить то, с чем психика пока не готова справиться. Именно в воображаемых образах — рисунках, играх, вымышленных историях и персонажах — проявляются детские страхи, обиды, переживания, которые малышу пока сложно вербализовать. Это помогает детям справляться с эмоциональным напряжением и «закрывать» потребности в любви, признании, безопасности, если они оказываются не удовлетворены в реальной жизни.
Фантазирование — нормальный этап развития, но если ребенок начинает «уходить» в придуманный мир, чтобы спрятаться от проблем, вместо того, чтобы учиться их решать, требуется помощь психолога.

В описанной выше ситуации любовь Никиты в «страшному» Хагги возникла из чувства одиночества. У него есть острая потребность в общении со сверстниками, которая характерна для его возраста, но которую родители не могут (или не хотят) удовлетворить. Ребенок использует целительную силу воображения для того, чтобы снизить уровень напряжения и в доступной ему форме компенсировать отсутствие друзей.

Что делать родителям?

Наличие придуманного друга — это не психическое отклонение, а этап взросления. Поэтому первое, что стоит сделать родителям, — справиться с собственными страхами. С ребенком все нормально. Он перерастет этот этап, а в ваших силах помочь малышу пройти его гармонично, а не травматично.

Не закрывайте глаза на существование воображаемого друга, не делайте вид, что его нет. Он есть в воображении и психике ребенка. На него малыш спроецировал что-то важное, поэтому расспросите: какой он? Что он любит? Как относится к ребенку?
Примите нового члена в свою семью. При этом важно определить его место в семейной иерархии и объяснить правила. Например, ему запрещено «захватывать» чужие вещи. Дедушкин стул, мамины очки, папин ноутбук для него неприкосновенны. Если он начинает безобразничать, нужно вмешаться: напомнить обоим участникам хулиганства о правилах и донести ребенку мысль, что за плохое поведение товарища он будет отвечать сам.

Не придумывайте слова и действия воображаемого друга. «Хагги говорит, что хочет есть кашу. А ты почему не ешь?» — говорит мама, пытаясь манипулировать ребенком через любимую игрушку. Так нельзя. Пусть ребенок сам определяет желания и действия своей игрушки и контролирует его отношения с окружающим миром.

Если ребенок «ссорится» с воображаемым другом, надо помочь. Можно действовать так же, как на детской площадке во время конфликта с реальным товарищем.

Участвуйте в играх. Если малыш говорит, что Хагги спрятался, поищите его вместе. Поставьте для него тарелку и вымойте яблоко — ведь Хагги так любит погрызть его своими зубками.

А еще необходимо расширять круг общения ребёнка. Можно, например, отвести малыша в детский центр или собрать компанию из детей знакомых. При этом воображаемый друг будет еще какое-то время присутствовать в жизни малыша и даже, возможно, займет свое место в играх с другими детьми. Но со временем ребенок переключится на живое общение и «перерастет» дружбу с игрушками. 

Наталья Извекова, под редакцией Марии Помозовой, 
для Издательства LizaLand