«Мама меня понимает».

Как родителю слушать и слышать своего ребенка?

Представьте, что ваш ребенок пришел из школы в плохом настроении. Он швырнул портфель в угол и, едва сдерживая слезы, рассказал, что учительница незаслуженно снизила оценку за задание, над которым он честно трудился последние дни. «Она просто тупая, и ничего не понимает. Я больше не хочу ходить в эту дурацкую школу. Переведи меня в другую» — в сердцах бросил он.

Содержание:

Что бы вы ответили ему?

Большинство родителей сразу предложат готовое решение: «Подойди завтра к учителю и спроси, что нужно переделать». 

Многие начнут успокаивать ребенка: «Не переживай! Главное, что тебе самому нравится твоя работа».

Некоторые, желая поддержать, ненароком обесценят детские чувства: «Подумаешь, четверка. Это же не двойка, в конце концов. Не бери в голову».

photo_2023-08-26_22-57-05.jpg

А кто-то будет читать нравоучения: «Так нельзя говорить про учителя! Где твое уважение?» и неосознанно встанет на сторону
педагога: «Возможно, там действительно были ошибки? Ты хорошо все проверил?». 

Эти ответы — автоматические реакции. В предложении помощи нет ничего плохого, но когда ребенка накрыл «эмоциональный шторм», такая помощь будет воспринята «в штыки». Критика и обесценивание и вовсе разрушают доверие в детско-родительских отношениях. Ребенок чувствует, что его не поняли, а его чувства не приняли. Они оказываются будто «неправильными», «неважными». В результате ребенок замыкается в себе и переживает еще больше. Некоторые дети, наоборот, «идут в протест» и начинают спорить с родителем, а там уж и до ссоры недалеко. 

А ведь в «острый» момент всего-то и нужно… выслушать ребенка. Казалось бы: что может быть проще? Но и правильному слушанию тоже нужно учиться. 

Правильно слушать — это как?

В ситуациях, когда ребенок приходит к вам с сильными эмоциями, важно дать ему понять, что вы слышите и понимаете его. И сделать это можно через «активное» слушание.

Активное или эмпатическое слушание — это общение, при котором взрослый позволяет ребенку свободно выражать свои эмоции. Он не оценивает, не критикует, не спорит, не задает вопросов, не навязывает свое мнение, а только «отражает» — проговаривает в беседе чувства ребенка. Три главных условия активного слушания: безоценочность, эмпатия, безусловное принятие.

Например, в ситуации с несправедливой оценкой родитель может признать эмоции ребенка фразами: «Ты сейчас очень злишься и не хочешь возвращаться в школу» или «Ты расстроился из-за сложившейся ситуации». А потом дать ему возможность проговорить свою обиду, «поругать» учителя и выразить негодование.

И вот ребенок уже успокаивается — пар вышел, он может смотреть на ситуацию объективно, находить варианты действий.

Молчим и слушаем

Как происходит диалог с активным слушанием на практике?

  • Прежде всего, повернитесь к ребенку лицом, а еще лучше опуститесь на его уровень: присядьте на корточки или сядьте на стул. Можно наладить физический контакт: взять ребенка за руку или посадить рядом. Во время беседы смотрите ему в глаза, не отвлекайтесь на другие дела. 
  • Выслушайте ребенка, не перебивая, но вставляя междометия («да», «угу»), а также выражая внимание мимикой и жестами. Это покажет вашу включенность в разговор.
  • Проговаривайте эмоции ребенка в утвердительной форме. Например, «тебе было страшно», «ты сильно разозлился», «тебе досадно из-за этой ситуации». Такое «называние по имени» не только позволит ребенку увидеть, что вы его понимаете, но и расширит его эмоциональный интеллект.
  • Соблюдайте паузы. Не старайтесь заполнить тишину словами, дайте ребенку возможность переварить свои эмоции спокойно.

Что дает такое слушание?

Во-первых, в нем много принятия детских чувств, и дети это чувствуют. Со временем они начинают больше открываться родителям, а те, в свою очередь, лучше узнают и понимают своих детей.

Во-вторых, ребенок конструктивно проживает свои негативные чувства. Не происходит формирование мышечных зажимов и невротических «плохих» привычек. Благодаря тому, что родитель «отражает» его чувства, у ребенка появляется возможность взглянуть на них со стороны, осознать их и быстрее с ними справиться. 

Метод активного слушания можно применять не только в момент негативных эмоций, но и когда ребенка переполняют позитивные переживания. Это дает детским чувствам пространство, улучшает детско-родительские отношения и развивает эмоциональный интеллект ребенка. 

Предлагаем потренироваться прямо сейчас и вспомнить ситуацию, когда ваш ребенок был сильно расстроен, разозлен, напуган. Как вы поступили в тот момент? А как вы бы построили беседу сейчас, зная о технике активного слушания? 

Мария Помозова, 
для Издательства LizaLand