Как обучать детей с разным типом интеллекта?
Почему люди, которые делают потрясающие успехи в одной сфере, совершенно беспомощны в другой?
Содержание:
- Лингвистический (вербальный) интеллект
- Телесно-кинестетический интеллект
- Музыкальный интеллект
- Межличностный (социальный) интеллект
- Натуралистический интеллект
- Визуально-пространственный интеллект
- Логико-математический интеллект
- Внутриличностный
Этим вопросом в конце прошлого века задался американский ученый Говард Гарднер. Результатом его исследований стала теория множественного интеллекта. По мнению Гарднера, каждый человек обладает не одним, а восемью видами интеллекта, которые развиты в той или иной степени.
Обычно наиболее развитыми оказываются 1-3 вида, остальные являются дополняющими. Вместе они представляют уникальную комбинацию, формирующую личность. Попытка переориентировать ребенка, скорее всего, закончится неудачей. А вот если грамотно воспользоваться этим знанием, можно помочь ему добиться успеха в учебе и в жизни.
Лингвистический (вербальный) интеллект
Дети с ведущим лингвистическим интеллектом постоянно рассказывают истории, на ходу сочиняют стихи, что-то придумывают или говорят о событиях дня. Речь для них — способ познания мира и взаимодействия с ним. Они рано начинают разговаривать. В школе им легко даются русский и иностранный языки, литература.
Из всех способов восприятия информации им ближе всего письменный и устный. Они любят читать и хорошо воспринимают прочитанное. Также помогает лучше усваивать информацию проговаривание. Например, чтобы подготовиться к контрольной, ребенку мало просто прочитать параграф, его нужно пересказать своими словами.
Телесно-кинестетический интеллект
Если ведущий канал восприятия информации у ребенка — тактильный, он проживает все через тело. Он любит прикосновения, объятия, контакт с домашними животными. Он стремится прикоснуться к тому, что вызывает у него интерес. Физический дискомфорт (например, одежду из грубого материала или колючий шарф) он воспринимает очень болезненно, вплоть до отказа надевать неудобную вещь.
Кинестетики лучше усваивают информацию через движение и тактильные контакты. Им полезнее вылепить буквы из пластилина, чтобы быстрее запомнить алфавит. Если ваш ребенок-кинестетик «нарезает» круги по квартире, зубря стихотворение, оставьте его — в движении ему легче усвоить информацию.
Есть мнение, что детям с ведущим телесно-кинестетическим интеллектом учеба дается сложнее всех. Они часто приобретают ярлык «гиперактивный», «рассеянный», «невнимательный». Отчасти дело в требованиях школьной дисциплины. Такие дети не могут сидеть ровно, ведь тело должно быть «включено» в процесс обучения. В домашних условиях родителям следует отказаться от классической модели «пока уроки не сделаешь, из-за стола не выйдешь». Кинестетику нужны перерывы и возможность двигаться.
Музыкальный интеллект
Дети с ведущим музыкальным интеллектом часто напевают себе что-то под нос. Они обожают слушать музыку, быстро запоминают мелодии и песни, обладают хорошим слухом. С детства их больше интересуют музыкальные игрушки, они и сами пробуют создавать мелодии на доступных инструментах.
Как правило, такие дети — аудиалы, то есть лучше воспринимают информацию на слух. Соответственно, обучение должно включать большую долю аудиоматериалов. Также стоит учитывать, что дети-аудиалы восприимчивы к посторонним шумам. Если ребенок делает уроки, лучше выключить телевизор и радио, отложить разговор по телефону, увести младших детей из комнаты. Также им бывает сложно сосредоточиться из-за шума
Доказано, что музыка тесно связана с математикой, поэтому дети с этим типом интеллекта часто преуспевают в математической науке.
Межличностный (социальный) интеллект
Сидеть и играть с игрушками таким детям неинтересно, а вот носиться в большой компании — очень. Приходя в новое место, они сразу же заводят новые знакомства. Они со всеми находят общий язык, умеют договариваться, решать конфликты и часто собирают вокруг себя толпы разновозрастных детей.
Дети с ведущим социальным интеллектом больше ориентированы на групповое обучение и командную работу — в постоянном взаимодействии со сверстниками они лучше усваивают информацию. А вот на индивидуальных занятиях и домашнем обучении они заскучают. Это важно учитывать при подборе развивающих занятий и репетитора.
Натуралистический интеллект
Эти малыши с детства тянутся к природе: они с удовольствием проводят время в лесу, любят растения, насекомых, животных. Ребенок может полчаса провести у муравейника, наблюдая за его жителями. Им интересно проникать в тайны природы и классические вопросы, которые они задают родителям: почему идет дождь? как растет трава? о чем говорят птицы?
Для гармоничного развития и душевного баланса необходимо обеспечить ребенку контакт с живой природой. Например, с такими детьми полезно много гулять после школы. Из школьных предметов его больше всего интересуют биология, география, химия — то есть дисциплины, где есть пространство для эксперимента и взаимодействия с природой. Впрочем, другие предметы тоже вызовут интерес, если родители покажут междисциплинарные связи, которые существуют между науками.
Визуально-пространственный интеллект
В кружке рисования эти дети лучше всех «строят перспективу», а в школе — имеют твердую «пятерку» по геометрии и черчению. Они умеют воспринимать мир в многомерном формате и легко воспроизводят на бумаге то, что видят вокруг. Они легко определяют размеры, формы, хорошо ориентируются на местности, любят рисовать, а из игрушек выбирают те, с которыми можно взаимодействовать в трехмерном пространстве (объемные пазлы, кубики, конструкторы).
Наиболее доступна для них информация в виде схем, графиков, иллюстраций или объемных объектов. Например, решить задачу визуалам легче, используя кубики или другие предметы, а изучить новую информацию — через видео или интерактивную лекцию на планшете. Конспектировать информацию визуалам рекомендуется с помощью зарисовок и ментальных карт.
Часто у них бывают проблемы с линейным выполнением задачи, поскольку они видят «общую картину» и сразу выдают ответ. Родителям и учителям необходимо учитывать эту особенность пространственного типа интеллекта.
Логико-математический интеллект
Дети с развитым логико-математическим типом интеллекта имеют склонность к точным наукам, умеют рассуждать, легко решают головоломки и логические задачи. Они любят аккуратность в делах. Планирование не вызывает у них трудности, скорее, наоборот, им бывает сложно без понятного и четкого плана на день.
Комфортнее всего логики чувствуют себя с числами, формулами, четкими алгоритмами. Для лучшего понимания информации им нужно анализировать ее, «раскладывать по полочкам», возможно, изображать схематически на бумаге. Также важно, чтобы задание было четко проговорено.
Внутриличностный
Дети с развитым внутриличностным интеллектом часто бывают погружены в себя и собственные переживания. Они живут во «внутреннем» мире, много фантазируют, чутко отслеживают собственные эмоциональные перепады. Со стороны они могут казаться тихими, закрытыми, отстраненными, из-за чего у них бывает мало друзей.
Индивидуальные занятия идеально подходят для таких детей. Именно персональный подход и отсутствие необходимости соревноваться за внимание учителя создают у ребенка ощущение безопасности и комфорта. Впрочем, если нет проблем с пониманием материала, дети с сильным внутриличностным интеллектом успешно занимаются сами. Особенно успешными в учебе они становятся, когда имеют внутреннюю мотивацию.
Яркое проявление одного типа интеллекта вовсе не означает, что развивать нужно только его. Для гармоничного воспитания и обучения необходимо уделять внимание всем видам интеллекта в большей или меньшей степени.
«Все мы гении, — сказал Альберт Эйнштейн. — Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». Так же и с детьми: каждый уникален по-своему, и кинестетик ничуть не хуже натуралиста, а натуралист — логика. Просто к каждому требуется свой подход, понимание индивидуальных процессов и уважение к ним.
Мария Помозова