Детская мотивация
Вопрос о том, почему ребенок не хочет учиться, убираться в комнате и выполнять другие обязанности, один из актуальных у родителей. Ответить на него можно, если знать, как формируется и пропадает мотивация у детей. Мотив, потребности и эмоции — вот основа, на которой строится детская мотивация.
Содержание:
Куда пропал интерес?
Возникновение и угасание интереса напрямую зависит от эмоций, которые сопутствуют тому или иному делу. Например, ребенок любит танцы. Он с восторгом смотрит хореографические номера на видео и сам с удовольствием кружится под музыку. Другими словами, танцы для него — положительно заряженное действие.
Мама отвела его в танцевальный кружок, но там не повезло с педагогом. Вместо того чтобы поддержать новичка, преподаватель раскритиковал его. Неприятно, не так ли? Кто-то из группы усмехнулся, кто-то посмотрел с превосходством. На следующем уроке ситуация повторилась. В результате вокруг занятий танцами начал формироваться «негативный ореол», и мотивация заниматься ими стала снижаться. Если так пойдет дальше, то ребенок просто откажется идти на занятия и вообще танцевать.
Но может быть иначе: ребенок не особо хочет заниматься чем-то, но пробует и получает хороший результат. Окружающие подбадривают, ребенок находит в новом деле выгоды, о которых не знал раньше. И вот, у него появляется мотив заниматься новым делом и достигать в нем успехов.
Важно следить, чтобы вокруг занятий, к которым вы хотите приобщить ребенка, формировалась «подушка» из положительных эмоций.
Самостоятельность — путь к мотивации
Действие обретает смысл, когда оно удовлетворяет потребность. Все дети разные, и движут ими разные мотивы. При выполнении одного и того же действия одному малышу важно получить результат, другому — похвалу, третьему — сделать самому, без помощи, четвертому — быть в коллективе и делать то же, что и все, а пятый просто наслаждается процессом.
Важная потребность каждого ребенка — это свободное действие, преодоление трудностей собственными силами, другими словами, самостоятельность. Поэтому необходимо передавать детям ответственность за их поступки и позволять действовать свободно, на свое усмотрение (в определенных границах, разумеется). Психолог Юлия Гиппенрейтер не зря говорит, что самый верный способ развить у ребенка способности к учебе — «оставить его в покое».
На стыке положительных эмоций и удовлетворения потребностей рождается личный мотив, который становится движущей силой в выполнении конкретной деятельности.
От теории к практике
- Наблюдайте за ребенком, чтобы понять, какие мотивы движут им в обычной жизни, какие потребности для него наиболее актуальны.
-
Контролируйте ситуацию в школе, в кружках. Сложно представить, сколько талантов было навсегда загублено равнодушными, критикующими, жестокими педагогами. Если вы видите, что учитель излишне придирается, высмеивает или критикует детское творчество и личность ребенка, поменяйте педагога как можно скорее.
-
Есть прекрасная практика — «метод «зеленой ручки». Его изобрел в прошлом веке педагог Шалва Амонашвили. Суть в том, чтобы отмечать в детской работе то, что получилось, а не то, что вышло не очень хорошо. Только представьте, как изменилось бы настроение во время выполнения задания! Ребенок не боялся бы красных пометок в тетради, снизился бы стресс, появился бы интерес. К сожалению, в школе этот метод не применяется, но что мешает родителям применять его в обычной жизни?
-
Хвалите ребенка. Многие родители попадают в распространенную ловушку — они считают, что хвалить нужно только за идеально выполненную работу. Но это неправильно. Должно поощряться в первую очередь старание ребенка, а не достижение конечной точки.
Детская мотивация во многом зависит от родителей. В ваших силах вдохновить ребенка на учебу и достижения целей. А зная механизмы формирования мотивации, это не так уж и сложно.
Мария Помозова,
для Издательства LizaLand