В музей с ребенком

Как не отбить интерес и привить любовь к искусству?

Недавно мы писали о важности приобщения детей к искусству. Один из самых очевидных способов сделать это — отвести малыша в музей. Но здесь появляется множество сомнений. С какого возраста лучше планировать посещение музея? Куда сходить с ребенком, чтобы ему не было скучно? Нужно ли брать экскурсию в музей для детей или можно обойтись своими силами?

Содержание:

  1. Что такое музейная педагогика?
  2. С какого возраста водить ребенка в музей?
  3. Как ходить в музей с детьми?

Что такое музейная педагогика?

Методика воспитания и развития личности через знакомство с мировым культурным наследием называется музейной педагогикой. Музеи и картинные галереи становятся развивающим пространством, в котором взаимодействуют ученик и учитель. Через приобщение к прекрасному ребенок впитывает гуманистические ценности, учится видеть ценность и красоту в природе, искусстве, людях.

Музейная педагогика объединяет в себе искусство, историю, образование, психологию, а значит, имеет мультимодальную природу. Ребенок усваивает представление о взаимосвязях в мире, осознает свою сопричастность. Весомые аргументы в пользу посещения музеев, не правда ли?

С какого возраста водить ребенка в музей?

Считается, что наиболее подходящий возраст для начала культурного просвещения — 4-5 лет. Ребенок уже может концентрировать внимание на объекте достаточно долго, пробует анализировать увиденное. До этого можно рассматривать репродукции дома и знакомиться с мировыми шедеврами с помощью карточек и игры в мемо.

В какой музей сходить с ребенком?

В музейной педагогике нет разделения на «детские» и «взрослые» музеи и произведения. Каждую картину можно воспринимать на разных уровнях. Взрослый, школьник и дошкольник, скорее всего, увидят в одном и том же произведении разные смыслы. Но так даже интереснее, особенно, если вы собираетесь в музей в компании разновозрастных детей.

Как ходить в музей с детьми?

Итак, вы решили посвятить выходной культурному отдыху и спланировали поход в музей с малышом. Отлично! Но сначала рекомендуется провести небольшую «подготовительную работу». 

  • Определите тему похода в музей и произведения, которые будете смотреть. Не нужно пытаться охватить все и сразу — 3-5 картин для первого раза достаточно.
  • Можно заранее посмотреть эти картины дома. Например, распечатайте их репродукции и покажите ребенку или «посетите» интерактивный музей для детей.
  • Заранее узнайте интересные факты о картинах и художниках, чтобы в музее рассказать ребенку. Но не стоит утомлять малыша долгими лекциями по истории искусств. Пусть это будет легкая и интересная беседа, диалог. Для школьников можно взять аудиогида.
  • Определите время. Лучше запланировать посещение галереи на утренние часы (в идеале — в будний день, когда меньше посетителей), а на остаток дня не планировать никаких крупных дел.

В «день икс» старайтесь с самого утра создать у ребенка хорошее настроение. Не торопите его, если он слишком медленно одевается, не суетитесь, постарайтесь не волноваться. Хорошо, если дорога будет не очень утомительной. Если же вам придется долго добираться до места назначения, и малыш устанет, перед посещением музея стоит посидеть в кафе и отдохнуть. 

  • Наблюдайте за ребенком. Какие картины он выделяет? Акцентируйте внимание на том, что нравится ребенку.
  • Не старайтесь провести ребенка сразу по всем залам (хотя соблазн, конечно, будет). Первый поход с ребенком в картинную галерею по умолчанию не может быть долгим. Лучше каждую неделю (или каждый месяц) устраивать детям «день музеев», чем стараться уместить все в одно посещение.
  • После посещения музея запланируйте совместное времяпрепровождение. Можно прогуляться или посидеть в кафе и обсудить увиденное. Спросите малыша: что ему запомнилось? Что понравилось больше всего? К каким картинам ему хотелось бы вернуться?

А что дальше?

В приобщении к искусству главное — не количество, а качество. У родителя не должно быть задачи в течение месяца «вывалить» на малыша все культурное наследие Третьяковской галереи или Эрмитажа. 

  • После того как дети посетили музей, можно предложить им завести «музейный блокнот». В него ребенок будет вклеивать репродукции увиденных картин и записывать свои впечатления и интересные факты. 
  • Если есть возможность посещать музей регулярно, не стремитесь каждый раз смотреть новое. Возвращайтесь к уже известным произведениям и добавляйте по 3-5 новых.
  • Применяйте мультимодальный подход. Например, прочитайте про исторические события того периода, когда была написана картина, ознакомьтесь с биографией художника. Ребенок может попробовать нарисовать «репродукцию» картины или дать иной «творческий отклик».

Давно доказано, что знакомство с произведениями искусства развивает эмоциональный интеллект, увеличивает словарный запас и стимулирует когнитивное развитие. Чем не повод, запланировать поездку в музей в ближайшие выходные?

 

Подготовила Мария Помозова 

специально для LizaLand