«Он заговорил!»

4 простых способа развить речь у малышей и детей-дошкольников

«Развитая речь — развитый ребенок» — вы наверняка не раз слышали эту фразу. В ней есть смысл, ведь речь тесно связана с мышлением, вниманием, логикой и другими когнитивными функциями. Соответственно, чем лучше речевое развитие, тем активнее развивается мозг, и наоборот. 

Но что делать, если ребенок до сих пор не говорит или говорит не очень хорошо? Как улучшить детскую речь, обогатить словарный запас, научить выражаться красиво и грамотно?

Содержание:

  1. Говорите, говорите, говорите
  2. Читайте книги
  3. Задействуйте все органы чувств
  4. Не ограничивайте движение

 Говорите, говорите, говорите

Практика показывает: чем чаще и больше с ребенком разговаривать, тем быстрее он сам заговорит. 

●    Говорите четко, понятно, не слишком быстро. Время от времени замедляйтесь, четко произносите отдельные слова. Если видите, что ребенок пытается повторять, произнесите слово несколько раз. Малыш должен видеть, как двигаются ваши губы. 
●    Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными формами, «сюсюканьем» и несуществующими словами, вроде «бибика» вместо «машина», «бабака» вместо «собака» и т.д.
●    Следите за тем, как вы говорите. Не ограничивайтесь простыми словосочетаниями, односложными предложениями и отдельными словами — пусть ребенок слышит правильную, красивую и разнообразную речь. 

Иногда родители заменяют живую речь на «говорящие» игрушки. Они руководствуются логикой, что раз малыш все равно не может отвечать, то не столь важно, каким будет источник речи. Но это не одно и то же. Электронные устройства не обладают достаточно хорошим произношением, часто «говорят» безэмоционально, «путают» интонации и не обращаются персонально к малышу. 

Живое же общение предполагает активное взаимодействие, даже если ребенок пока не говорит. Мама внимательно наблюдает за малышом, комментирует то, на что он обращает внимание, называет его по имени, улыбается. Ребенок считывает эти эмоции, следит, как двигаются мамины губы, когда она произносит слова. Она задает вопросы и сама же отвечает на них. Таким образом, малыш учится выстраивать диалог.  

А если к разговору подключится папа или бабушка? Вот оно — живое общение на практике, в котором ребенок — полноправный участник! 

Читайте книги

В сказках и рассказах дети встречаются с грамотным русским языком, усваивают, как правильно строить предложения, склонять слова, ставить предлоги. Малышам для запуска речи полезно читать стихи, потешки, детские скороговорки и загадки — ритмичное повествование лучше воспринимается детским мозгом.

Кроме того, чтение благотворно влияет и на общее развитие: расширяет кругозор и пассивный словарный запас, обогащает поведенческий «репертуар», способствует развитию эмпатии и эмоционального интеллекта.

Со временем, когда ребенок уже начнет говорить, можно задавать ему вопросы о прочитанном, интересоваться его мнением, просить пересказать какие-то моменты.

Для формирования навыка сторителлинга можно также использовать развивающие карточки. Достаньте любую карточку из набора и просите ребенка рассказать о ней по простой схеме: Кто/что это? Какой он? Из каких частей состоит? Что делает? Постепенно круг вопросов можно расширять. 

Задействуйте все органы чувств

Развитие ребенка происходит комплексно и поэтапно. Прежде чем начать взаимодействовать с миром через речь (это высшая психическая функция), он должен наладить контакт с ним через органы чувств: исследовать мир тактильно, пробовать его на вкус, научиться улавливать и распознавать звуки. Это развивает мозг, «готовит» его к началу говорения. Задача родителя — помогать детям в этом процессе.

  • Осязание. Тут выбор огромен: лепка из глины и пластилина, рукоделие, игра с бусинами, песочная терапия, разнообразные тактильные игрушки. Поощряйте ребенка исследовать тактильно разные поверхности. «Это песок, а это земля — чем они отличаются? Вот кора дуба, а вот — березы. Они тоже разные. А потрогай воду. Она холодная, жидкая и мокрая, и ее невозможно схватить рукой».
  • Зрение. Изучайте окружающие предметы, проговаривайте, какой они формы, цвета, какие у них детали. В этом плане очень полезно нахождение ребенка в природной среде. В ней он учится созерцанию, развивает визуальный интеллект, способность к концентрации, насмотренность. Так, малыш может подолгу разглядывать самый простой камень или цветок, наблюдать за облаками на небе, пытаться рассмотреть среди листвы маленькую птичку. Главное, не мешать ему в эти моменты, не стремиться переключить его внимание.
  • Слух. Обращайте внимание ребенка на звуки. Можно пробовать даже воспроизводить звуки окружающего мира. Как стучит молотком папа, забивая в стену гвоздь? Как кричит ворона на ветке за окном? Особенно интересно это делать на прогулке, как бы невзначай включая малыша в игру. «Смотри, поехал поезд. А ты умеешь гудеть, как поезд? Давай вместе погудим! Ту-ту-ту!» Детям легче начинать именно с таких простых односложных звуков. 

Полезно делать простую артикуляционную гимнастику: надуть шарик, задуть свечу, поиграть на дудочке, а также играть в игры, развивающие речь детей. 

Не ограничивайте движение

Сухомлинский не зря говорил, что «речь ребенка находится на кончиках его пальцев». Движение стимулирует развитие мозга и способствует запуску речи. Считается, что во время ползания малыш «подготавливает почву» для развития мышления и речи, так как координация движений способствует формированию межполушарных связей. А «молчунам» детский логопед нередко назначает массаж, пальчиковую гимнастику и другие способы активизации мелкой моторики, физические упражнения и даже спорт! Так что же мешает вам начать заниматься с ребенком уже сейчас?

Самое простое, что может сделать родитель, — не препятствовать свободному движению ребенка. Пусть ползает, бегает, прыгает, хватает и изучает разные предметы. Причем это актуально как для совсем маленьких детей, так и для старших дошкольников.

В этом контексте хочется вспомнить про гаджеты. Когда ребенок занят с телефоном, он замирает в неестественной позе, зажимается, почти перестает двигаться. Если такое происходит регулярно, это может повлиять на общее развитие ребенка.

Поэтому: меньше гаджетов — больше естественного свободного движения, подвижных игр, активного взаимодействия с миром и общения!

Но важно помнить, что каждый ребенок — индивидуален, и процесс его развития тоже идет уникально. Кто-то уже в полтора-два года разговаривает предложениями, а кто-то к этому возрасту лишь начинает произносить первые слова. У каждого малыша свой темп, и родителям следует уважать его. Если нет медицинских проблем, то наберитесь терпения, не торопите ребенка. Регулярные занятия обязательно дадут результат, и ваш малыш научится говорить.

Мария Помозова, арт-терапевт,
специально для LizaLand