Какие игрушки не стоит покупать детям?
Через игрушку ребёнок обучается взаимодействию с миром. На ней он отрабатывает поведенческие модели, которые потом применяет с реальными людьми. С ней он «учится дружить» и даже «берет с нее пример». Но далеко не все, что есть сегодня на полках детских магазинов, несет пользу для развития и становления личности.
Содержание:
- Эталон красоты или почва для комплексов?
- Монстры и чудовища в детской
- Игрушки - провокаторы
- (Не)развивающие игрушки
Некоторые игрушки приносят вред физическому здоровью. Это некачественные материалы, токсичные краски, непродуманные конструкции. Например, несколько лет назад по всему миру был «бум» на каучуковый прорезыватель Жираф Софи. А позже интернет взорвали фото с плесенью внутри игрушки. Похожая история произошла с плюшевым Хагги-Вагги — экспертиза Роскачества показала повышенное содержание фенола в 90% синих зубастиков, продаваемых на территории России. Некоторые музыкальные игрушки превышают допустимые нормы звука и негативно влияют на детский слух. А на других — плохо закреплены мелкие детали. Родителям следует тщательно проверять игрушку, прежде чем дать ее ребенку. Другое дело вред, который может быть нанесен психике и развитию ребёнка. Как понять, что симпатичная с виду игрушка может стать причиной тревожности, агрессии или нездорового поведения?
Эталон красоты или почва для комплексов?
Куклы Bratz, Winx, Barbie — это девушки с непропорциональными головами и телами и дисгармоничными лицами. Их облик хоть и привлекателен, но не физиологичен. В жизни такого не встретишь. Однако в исследовании, проведенном среди девочек 6-8 лет, было замечено, что куклы Барби — тот образ, на основе которого дети формируют восприятие собственного тела. С детства девочка стремится быть похожей на длинноногую Барби. Вырастая, она идет на разные ухищрения, стараясь создать «кукольный образ», но всякий раз разочаровывается и даже может впасть в депрессию от тщетности попыток. В психологии это называется «синдромом Барби.
Монстры и чудовища в детской
В последние годы на детских полках все чаще появляются отрицательные персонажи мультиков и игр, которые воспринимаются ребенком как положительные. Например, Хагги-Вагги — монстр из игры Poppy Playtime, который охотится за главным героем. В детской игровой он приобретает статус друга, с которым дети делятся секретами. Аналогичная игрушка-монстр — Сиреноголовый — герой американских ужастиков и видеоигр. У девочек большую популярность имеют куклы Monster High, образы которых создавались на основе знаменитых чудовищ — оборотней, вампиров, ведьм. При этом ребенком куклы воспринимаются как «красивые и добрые». Если пройтись по отделу игрушек, можно найти много подобных примеров.
Здесь происходит подмена понятий: то, что в норме должно пугать, преподносится ребенку как заслуживающее любви и доверия, требующее сочувствия. Чем отзовется такая подмена в будущем, сложно сказать. Возможно, у ребенка не смогут полноценно развиться естественные защитные механизмы, он не научится распознавать агрессию и опасность — скрытую или явную. Возможно, он приобретет выученное поведение жертвы, а может, наоборот, возьмет за основу «модель агрессора».
Есть и обратное мнение: что такие игрушки учат «не судить по обложке» — за отталкивающей внешностью может скрываться доброе сердце. Это действительно так, но важно помнить, что психическое и морально-нравственное развитие ребенка происходит поэтапно, а мозг созревает постепенно. В дошкольном периоде у ребёнка должны быть сформированы четкие понятия о добре и зле, красоте и уродстве. Он должен уметь отделять одно от другого. Поэтому в сказках нет полутонов: если Иван Царевич «хороший», то он «полностью хороший», если Кощей Бессмертный «плохой», то без намека на добро. В случае с Хагги-Вагги и другими подобными персонажами все не так однозначно, границы между добром и злом стираются.
Игрушки-провокаторы
Если игрушка предполагает «расчленение» (например, кукла которой надо оторвать голову, чтобы надеть платье), то это неудачная игрушка. Злой взгляд, демонстрация злости, неприятный визуальный образ тоже делают игрушку неподходящей для малыша. Или сама игрушка обычная, но издает слишком громкие резкие звуки, имеет неприятную фактуру. Такие предметы вызывают у ребенка негативные эмоции: страх, тревогу, агрессию. У высокочувствительных детей это может выливаться в ночные кошмары, капризы, страхи, повышенную тревожность, навязчивые действия. Многое зависит и от возраста: чем младше ребенок, тем менее устойчива его психика.
(Не)развивающие игрушки
Парадоксально, но многие развивающие игрушки, наоборот, ограничивают детскую фантазию. Проблема в том, что они обладают слишком скудным функционалом. Например, музыкальные игрушки играют только одну мелодию (и ту безэмоционально), а то время как барабан, металлофон или музыкальный треугольник позволяет извлекать разные звуки и развивать слух.
Кроме того, такие игрушки, как правило, имеют неестественную расцветку или нарушают естественное положение вещей (например, заяц зеленого цвета, плюшевый молоток). Настоящие развивающие игрушки многофункциональны и просты. Ребенок может придумать им несколько десятков способов применения.
Конечно, все индивидуально, и не стоит отбирать у ребенка любимую игрушку, если она не соответствует каким-либо требованиям. Но при выборе очередного подарка для малыша стоит подумать, чего больше он принесет — пользы или вреда?
Мария Помозова, арт-терапевт,
для Издательства LizaLand