«Качественное время» с ребенком

Как выстраивать доверительные отношения?

«Я посвящаю ему каждую свободную минуту, а он требует еще и еще, не слушается и постоянно капризничает» — такие жалобы часто звучат на приеме у детского психолога. Но что родитель делает не так? 

Оказывается, важно не «сколько», а «как» вы проводите время с детьми. Если мама находится в поле зрения ребенка, но эмоционально отстранена (например, разговаривает по телефону), можно смело вычеркивать эти минуты из «совместного времени». И наоборот, душевный разговор, включенность в игру и искренняя заинтересованность значительно улучшат отношения между мамой и малышом.

Содержание:

  1. Что такое «качественное» время?
  2. Зачем это нужно?
  3. Сколько это занимает?
  4. Чем заниматься?

Что такое «качественное» время?

В детско-родительской психологии существует понятие «качественного» времени с ребенком. Кто-то называет его «индивидуальным», кто-то — «эффективным». Суть одна: родитель полностью погружен в общение с ребенком, они заняты интересной для обоих деятельностью, есть взаимодействие. Родитель не отвлекается на телефон или других членов семьи, не стремится одновременно делать что-то по хозяйству. В центре внимания оказывается только малыш

«Качественное» время — это не то же самое, что семейный досуг, когда семья собирается перед телевизором или идет в гости к бабушке. «Качественное» время — это общение один на один. Только мама (папа) и ребенок — без второго родителя, бабушек, других детей.

Зачем это нужно?

В это время ребенок эмоционально «разряжается», наполняется ресурсом. У него формируется устойчивая самооценка и базовое чувство безопасности. Малыш становится спокойнее, легче идет на контакт, снижаются и постепенно сходят на «нет» капризы и истерики. 

Детско-родительские отношения тоже раскрываются с новой стороны, становятся доверительнее, глубже. Появляются точки соприкосновения — они станут базой, на которой будут строиться отношения, когда ребенок станет подростком, а потом и взрослым.

Сколько это занимает?

20-30 минут полного вовлечения в эмоциональную жизнь ребенка будет достаточно. Кстати, именно столько нужно для полураспада гормона стресса кортизола и балансировки детской психики. Поэтому, если ребенок возвращается из сада или школы в дурном настроении, не стоит утомлять его расспросами, лучше предложите поиграть в его любимую игру. Получаса вовлеченного контакта с родителем достаточно, чтобы успокоить и переключить его на позитив.

Чем заниматься?

Итак, еще раз: качественно проведенное время с ребенком — то, когда и родитель, и ребенок получают удовольствие от деятельности и общения, а ребенок формирует убеждение: «Мама у меня классная, с ней интересно, я ей не безразличен». Чтобы это было так, важно учитывать несколько нюансов при выборе занятия:

  • Ребенок сам выбирает, чем заняться, а родитель следует за ним. Но нужно, чтобы родитель смог включиться в выбранную деятельность искренне. То есть вариант, когда ребенок просит поиграть в машинки, а родителю это кажется скучным и он невербально демонстрирует это, не подходит.
  • Развивающие занятия — это не «качественное» время. Совместная подготовка уроков — тем более. Не нужно пытаться совместить детское развитие и установление доверительных отношений.
  • Просмотр мультиков нельзя назвать «качественным» временем, так как внимание ребенка и родителя сосредоточено на экране, а не на друг друге. Но если вы посмотрели новый фильм или мультик и активно обсуждаете увиденное, это вполне можно считать тем самым детско-родительским временем, в котором рождается интерес и доверие.
  • Если ребенок еще не говорит, родителю следует наблюдать, что интересует малыша, какие игрушки ему больше нравится, какие игры его больше радуют, и предлагать именно их.

Часто родители находятся рядом с ребенком, но не вместе с ним — погружены в решение рабочих вопросов, просмотр ленты соцсети или в бытовые дела. Но настоящие чудеса происходят, когда родитель начинает проводить время с ребенком качественно, вдумчиво, включенно. И вот вчерашний капризуля и хулиган становится открытым и приятным в общении ребенком. И для этого не нужно многого: полчаса вовлеченной игры или двадцать минут разговора по душам — этого вполне достаточно.

 

 

Подготовила Мария Помозова,

специально для LizaLand