Развивающие карточки для детей: зачем они нужны?

Как по ним развиваться?

Развивающие карточки для детей — это простой и эффективный способ познакомить малыша с окружающим миром, расширить его кругозор и запустить речевое развитие. Яркие изображения надолго захватывают внимание детей и делают процесс обучения увлекательным и приятным.

Содержание:

 

Чем полезны карточки для детей?

  • Зрительное развитие и формирование кругозора. Именно с визуального восприятия предметов начинается знакомство с окружающим миром и развитие других высших психических функций: воображения, памяти, внимания. Развивающие карточки содержат информацию об окружающем мире в максимально простой и понятной форме. Через них ребенок знакомится с животным и растительным миром, профессиями, транспортом, а позже с более сложными понятиями, например, эмоциями или шедеврами мирового искусства. 
  • Обучение объединять по признаку. Работая с карточками из разных категорий, дети учатся находить общий признак у разных предметов: цвет, форму, назначение и т.д.

  • Развитие речи и обучение чтению. Есть данные, что дети, которые занимаются по карточкам с раннего детства, начинают говорить раньше сверстников. Они обладают более широким кругозором, развитой фантазией и богатым словарным запасом.

  • Формирование «визуального образа слова». Рассматривая надписи на карточках, малыш знакомится с буквами. В идеале в детской игротеке должен быть набор с алфавитом и цифрами, а также набор с простыми словами. Даже не умея читать, ребенок запоминает визуальный образ букв, а также связывает звуковое обозначение с визуальным.

Некоторые родители опасаются, что ребенок быстро «вырастет» из карточек и они ему наскучат. Но это не так. Чем старше становится малыш, тем более сложные и интересные игры можно придумывать с одним и тем же набором карт.

Как выбрать карточки для ребенка?

При выборе важно обращать внимание на следующие нюансы: 

  • Качество иллюстраций. Откажитесь от покупки слишком ярких и слишком тусклых изображений, а также карт с неприятными, нереалистичными рисунками. Наилучшим выбором будут иллюстрации в естественных цветах, выполненные в едином стиле.
  • Стихи и рассказы. Стихотворения и короткие описания на обороте помогают детям быстрее освоить новое знание, так как подключают аудиальный канал восприятия и способствуют речевому развитию.

  • Качество картона. Карточки из мягкого картона без ламинации вряд ли прослужат вам долго. Маленькие дети стремятся попробовать все на вкус, и карточки не станут исключением.  

Чем больше наборов вы приобретете, тем лучше. Для малыша до трех лет следует купить наборы «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Геометрические фигуры», «Профессии», «Транспорт», «Времена года», «Алфавит».

Развивающие карточки для детей до года

Младенцы только учатся концентрировать взгляд на объекте, поэтому им не подойдут слишком детализированные изображения. Для этого возраста стоит приобрести карточки с контрастными черно-белыми фигурами, полосками, клетками. Такие карточки можно использовать почти с самого рождения. По мере того как зрение будет развиваться, а способность концентрировать взгляд улучшаться, можно предлагать более сложные элементы. Например, в 3-4 месяца можно показывать изображения кривых, спиралей, силуэты предметов, а также «вводить» цветные изображения. В 4-6 месяцев можно разбавить репертуар более детальными изображениями. В этом возрасте хорошо воспринимается народная роспись, так как в узорах прослеживается определенная структурность, повторяемость.

Как заниматься? Можно закрепить изображения на стене и периодически подносить младенца (1-3 месяца) к ним. Подойдите с ребенком на руках к одной картинке и остановитесь перед ней. Когда малыш зафиксирует взгляд, сделайте шаг в сторону. Дождитесь, пока он снова зафиксирует взгляд. Изображения можно также закрепить на детском мобиле над кроваткой на расстоянии не менее 30-50 см.

Детям в 3-4 месяцев можно предлагать карточки для сравнения: например, один и тот же предмет на разных фонах, разные предметы одного цвета и т.д. 

В 4-6 месяцев малыши с интересом изучают более сложные картинки, например, зеркальное изображение узоров и предметов.

Как заниматься по карточкам с дошкольниками?

Познакомьте с карточками. Показывайте ребенку карточку в течение 10 секунд и проговаривайте, что на ней изображено. Постепенно добавляйте дополнительные сведения об объекте. «Это чашка. Из нее пьют. У тебя тоже есть своя чашка». Чем старше ребенок, тем более сложные и интересные сведения может сообщать родитель.

Занимайтесь регулярно. Именно в повторении заключается секрет эффективности занятий. Следует ежедневно показывать карточки, проговаривать написанные на них слова. С малышами достаточно заниматься по 5-8 минут 1-2 раза в день. Дети в 4-5 года могут сохранять интерес до 20 минут.

Не требуйте слишком многого. Важно давать детям задания по возрасту. Например, малышам до года еще сложно воспринимать изображения с мелкими деталями, а в три года детям, наоборот, могут наскучить слишком крупные и простые изображения. Также важно понимать естественный ритм развития конкретного ребенка. Кто-то в два года уже строит предложения по картинкам, а кто-то только начинает произносить первые слова.

Подключайте многомерность. Чтобы более полно знакомить малыша с окружающим миром, используйте дополнительные объемные предметы при работе с карточками. Например, на иллюстрации изображена кошка. Покажите карточку и проговорите название животного. Далее покажите фигурку кошки (есть специальные наборы реалистичными животными, птицами). Расскажите ребенку, что кошка «говорит» «мяу» (произнесите несколько раз), мотивируйте малыша пробовать повторить. Прочитайте стихотворение на карточке. Расскажите, что кошка любит молоко и ловит мышей. Вспомните, где и когда вы видели живую кошку. Покажите видео про кошек. Поищите в комнате фактуры, тактильно похожие на кошачью шерсть.

Просите описать. Самая простая игра с карточками — описания. Родитель выбирает любую картинку из набора и просит ребенка рассказать об изображенном предмете. «Апельсин — он какой?» — «Оранжевый, круглый, спелый, сочный, сладкий, кислый». Родитель не должен требовать от малыша «правильного» ответа. Наоборот, нужно подсказывать, помогать.

Обязательно хвалите. Работа с карточками будет полезна только в том случае, если будет вызывать позитивные впечатления. Не воспринимайте детские ответы с точки зрения «правильно-неправильно», не демонстрируйте раздражение или нетерпение — дети очень хорошо считывают эти эмоции. Больше хвалите малыша и подбадривайте его.

7 простых игр с карточками для детей

Находилки. Ребенок выбирает из набора картинку и ищет предмет, соответствующий изображению. Например, если нарисован медведь, малыш может показать плюшевого медвежонка.

Слова на букву А. Разложите карточки (без надписей) в произвольном порядке и попросите выбрать из них изображения тех предметов, чьи названия начинаются на букву А (Б, В, Г и т.д.). Это задание развивает фонематический слух, поэтому особенно полезно в рамках подготовки к школе.

Прятки. Выложите перед ребенком 5-6 карточек из разных категорий изображениями вверх, проговорите их названия, дайте время рассмотреть их и запомнить. Далее попросите малыша отвернуться и переверните карточки, не меняя их расположения. Назовите одно из изображений и попросите ребенка «открыть» его. Проделайте то же самое с другими карточками. Эта игра прекрасно тренирует зрительную память.

Истории. Игра в истории подходит для развития креатива и сторителлинга у детей пяти лет и старше. Для нее потребуется несколько наборов карт с разными изображениями: животные, предметы, профессии, эмоции. Суть в том, чтобы по очереди выбирать из стопки картинку и на ее основе составлять историю.

Угадай-ка. Наугад выберите карточку и опишите изображенное на ней животное или предмет, не называя его. Задача малыша — угадать, о чем вы говорите. Потом можно поменяться ролями.

Да-нет. Есть еще один вариант предыдущей игры для детей постарше. Ребенок должен сам задавать вопросы, чтобы угадать, что изображено на карточке. Единственное условие: ответ должен быть только «да» или «нет». Например: Это живое? Это большое? Это фрукт? Это красного цвета? 

Что общего? Выберите две карточки с предметами из разных категорий, например, яблоко и мяч. Спросите: что общего у этих предметов? Принимаются любые варианты ответа: оба круглые, красные, оба приносят удовольствие, могут катиться по земле, их любят дети и т.д. Чем старше будет становиться ребенок, тем более неординарные и интересные ответы он будет выдавать. Это прекрасный способ развития креативного мышления не только для детей, но и для их родителей.

Это, конечно, далеко не все игры с карточками, которые можно придумать. Их множество! Многие вы придумаете сами, другие — изобретут ваши дети. Главное в этом процессе — заинтересованность мамы и ребенка. Не нужно формировать «учебное» отношение к развивающим карточкам — в большинстве случаев, это только портит дело. Лучше предлагайте их ненавязчиво, в игровой форме.

Мария Помозова, арт-терапевт,

для Издательства LizaLand