Как создать развивающее пространство для дошкольника?

Развивающее пространство для дошкольника?

Залог успешного детского развития — грамотно организованное пространство, в котором малыш сможет свободно и безопасно реализовывать свой творческий потенциал и познавательные потребности. 

Как оформить детскую комнату?

  • Все должно быть в пределах досягаемости. Если ребенок еще маленький и не может дотягиваться до полки, расположите все необходимые ему вещи в ящиках на полу или в низких шкафах. Плакаты и карточки тоже следует вешать на уровне глаз малыша.
  • Безопасность превыше всего. Детское пространство — безопасное пространство, в котором ребенок можно заниматься свободным исследованием мира. Родителям следует продумать все моменты, связанные с безопасностью. На окна можно установить специальную блокировку, на розетки — защитные шторки, на острые углы — силиконовые накладки. А острые и хрупкие предметы лучше вообще убрать из зоны видимости. Таким образом, вам не придется постоянно контролировать и одергивать ребенка, нарушая тем самым его естественный познавательный инстинкт.
  • Пространство должно быть оформлено с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка. Это значит, что малыша должны окружать вещи, которые будут стимулировать его развитие, а не тормозить. К тормозящим факторам относятся предметы не по возрасту. Например, периодическая таблица Менделеева дошкольнику явно ни к чему, как и книжка для младенцев, из которой он давно вырос.
  • Избегайте пестроты. Решение, в каких цветах оформить детскую, принадлежит родителям, но все же стоит избегать излишне пестрого, яркого декора. Такие цвета могут перевозбуждать психику, утомлять, провоцировать капризы и нарушать сон.

Что должно быть в развивающем пространстве?

Книги. Даже если малыш пока не умеет читать, пусть листает страницы, рассматривает картинки. Родителю не всегда нужно присутствовать рядом в эти моменты. Свободное исследование чрезвычайно важно. В будущем самостоятельная игра с книгами может дать толчок развитию навыка чтения.

Пусть в детской библиотеке присутствуют и сказки с красивыми картинками, и книги со стихами, и иллюстрированные энциклопедии. Окружающий мир, животные, растения, космос, транспорт и техника, тело человека, другие страны — чем больше будет выбор, тем лучше.

Также полезно разместить в детской несколько наборов развивающих карт с буквами и цифрами, изображениями предметов, животных, растений. Некоторые карточки можно повесить на стену. А еще их удобно брать с собой на прогулку, чтобы сопоставлять изображенный объект с настоящим.

Творческие материалы. Краски, карандаши, пластилин лучше всего организовать по принципу «творческой станции» — выделить специальное место, где будет лежать все, необходимое для творчества. Пусть это будет отдельная коробка, которую ребенок сможет достать самостоятельно без помощи взрослых в тот момент, когда ему захочется порисовать или полепить из пластилина.

Музыкальные инструменты. Речевое развитие детей начинается с попыток подражать простым звукам. Для этой цели хорошо подходят простые музыкальные инструменты — треугольник, ложки, кастаньеты, колокольчик.

Спортивный инвентарь. Мячи, кегли, кольца для метания, скакалка, обруч необходимы детям для физического развития и подвижных игр. Можно установить в игровой шведскую стенку, повесить кольца и канат, но тогда необходимо продумать вопрос безопасности.

Сколько игрушек должно быть в детской?

Современные игрушки зачастую не нацелены на развитие. А в большом количестве они создают визуальный шум, который мешает ребенку сосредоточиться и остановить свой выбор на чем-то одном. 

Рекомендуется предлагать дошкольнику от 3 до 5 игрушек. Их максимальное число, которое должно находиться в поле зрения ребенка, — семь. С таким количеством ребенок может играть и придумывать игры сам, без участия родителей. Но чем больше игрушек в комнате, тем меньше развивается фантазия и навык самостоятельной игры.

Если у вас уже накопилось много игрушек, переберите их, отложите сломанные и те, из которых ребенок вырос. Первые можно выбросить, вторые — отдать или продать. Из оставшихся игрушек вместе с малышом выберите 7-12, которые займут свое место в игровой. Стоит отдавать предпочтение «развивающим игрушкам»: кубикам, пирамидкам, сюжетно-ролевым играм (куклы, звери). Остальные — уберите. Через какое-то время можно заменить несколько игрушек из привычного набора «новыми».

Разделение по зонам

Важно не просто сложить игрушки в ящик, а разложить на виду, чтобы ребенок мог свободно выбирать из них. Это касается всего в детской комнате: в поле зрения малыша должна быть и «творческая станция», и уголок со спортивным инвентарем, и полка с книгами. 

  • Проведите разделение по зонам. Даже маленькое детское пространство необходимо разделить по зонам. Зона сна и отдыха, зона для занятий и творчества, игровая зона. Это создаст для ребенка понятные правила. Он будет понимать, что работа с пластилином возможна только за столом на специальной доске, но никак не в кровати! В учебной зоне можно прикрепить на стену обучающие плакаты, в творческой — устроить мини-выставку детских рисунков.
  • Проведите разделение по цветам. Например, творческие материалы лежат в зеленой коробке, музыкальные инструменты — в желтой, одежда для дома — в ящике с красной меткой, для улицы — с синей и т.д. Так ребенку будет легче ориентироваться в своих вещах и убирать их на место.

Создание развивающего пространства для детей — творческий процесс для родителей. Но важно думать не только о красоте детской комнаты, но и о ее развивающей функции. Совместив эстетику и функциональностью, можно получить пространство, которое станет полноценной заменой развивающему центру.

Мария Помозова,

специально для LizaLand