Вы находитесь рядом со своим малышом каждый день и порой не успеваете заметить, как он повзрослел. Одни родители во всём потакают своему чаду и идут на поводу у его желаний и капризов. Другие, наоборот, чрезмерно перегружают обучением, заставляя постоянно осваивать новые навыки и ждут успехов, до которых, возможно, ребёнок ещё не дорос. Какой же путь выбрать, чтобы не навредить малышу? Давайте посмотрим на возрастные особенности развития ребёнка в этот важный период.
Содержание:
- Что умеет 2-х летний малыш
- Поводы для беспокойства
- Психологический кризис
- Как помочь развитию малыша
Что умеет 2-х летний малыш
Речь
Если вы много общаетесь с малышом, то он хорошо понимает вас и с каждым днём разговаривает лучше и лучше. В этот период ребёнок способен построить предложение из нескольких слов, знает наизусть короткие стишки и потешки. Он использует в речи местоимения, глаголы, прилагательные и предлоги. Называет предметы на картинках. Постепенно учится вести диалог, отвечать на вопросы, рассказывать с родительской помощью о том, что видел, где был, как прошёл его день.
Также ребёнок в состоянии составить простую историю по порядку. Например:
- Я ходил гулять.
- А где ты был?
- Во дворе.
- А с кем ты играл?
- С Машей.
и т.д.
Малыш может искажать некоторые слова, но нут важно не умиляться этому и поддерживать, а спокойно и корректно исправлять ошибки.
В этот период у родителей и близких складывается ощущение, что ребёнок не молчит ни секунды. Он проговаривает буквально всё: что видит, делает, делал или только собирается сделать. И засыпает взрослых бесконечными вопросами: «А это что?», «Зачем?», «Почему?», «Как это работает?», «Почему листья опадают?», «Почему трава зелёная?» и многими другими.
Взрослые могут раздражаться нескончаемому потоку вопросов от своего «почемучки». Но останавливать малыша не стоит. Сейчас ребёнок тренирует речь, учится строить диалог, общаться, коммуницировать. Постоянные вопросы — хороший знак, который свидетельствует о новом уровне развития мышления крохи. Если вы даёте глубокие ответы, вникая в сам вопрос, малыш быстрее научится сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы и запоминать.
Дети в этот период просто обожают ролевые игры. Они в точности копируют поведение, выражение лица, речь и жестикуляцию мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитательницы в детском саду, продавщицы в магазине и т.д. Совершенно справедливо высказывание, что дети — наши зеркала. Поэтому в этот период взрослым нужно следить за своим поведением, речью, выражением лица, мимикой и т.п.
____________________
Помните, внимательный малыш всё замечает и отражает, как в зеркале.
____________________
Мышление
• Ребёнок умеет выполнять несложные просьбы, состоящие из 2-3-х действий.
• Называет части тела и лица.
• Способен сравнивать и сортировать предметы по форме и цвету.
• Называет цвета.
• Различает величину (большой, поменьше, маленький).
• Называет форму (круг, квадрат, треугольник).
• Знает, как выглядят предметы: яблоки — красные и круглые, лимон — жёлтый, машина — белая, куртка — оранжевая и т.д.
• Ориентируется в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, впереди, сзади).
• Ориентируется в понятиях «много», «мало», «один» и др.
• Называет действия (кораблик плывёт, машина ездит, птица летает).
• Умеет складывать простые пазлы, домики и башенки из кубиков.
Бытовые навыки
Малыш учится делать многое самостоятельно. Например: умываться, мыть руки, кушать, использовать столовые приборы, одеваться, застёгивать пуговицы, складывать вещи и игрушки в коробку, ходить в туалет. У него получается не всегда идеально и без ошибок, но он очень старается.
Малыша уже можно приучать к туалету. Но торопиться не стоит. Как понять, что ребёнок готов? Он сам сообщает, когда нужно поменять подгузник, сам просится на горшок, приносит его или ведёт вас к туалету. Ещё малыши в этом возрасте проявляют интерес к тому, как ходят в туалет взрослые, что может вызывать у вас некоторую неловкость. Но наблюдение и копирование действий — основной способ обучения для ребёнка в этот период. По его поведению и интересу вы можете понять, готов ли он к освоению нового важного навыка. Если начать приучение к туалету раньше, это может стать дополнительным стрессом у малыша.
Двигательные навыки
Малыш достаточно хорошо бегает и гораздо меньше падает, может двигаться задом наперед. Способен подняться и спуститься по лестнице, сначала придерживаясь за перила, а затем и без них. Он умеет играть с мячом: бросать, пинать и ловить его. Может прыгать на месте и стоять на одной ножке несколько секунд. Осваивает навыки езды на трехколёсном велосипеде.
Малышу сейчас важна свобода в исследовании окружающего мира, но и одновременная поддержка родителей и готовность в любой момент прийти на помощь. Это даёт ему бо́льшую смелость и уверенность, а ещё увеличивает скорость развития двигательных и мыслительных навыков.
Порой дети саботируют самостоятельные действия, желая, чтобы их кормили, одевали родители. Также им не хочется играть самим — пусть лучше их развлекают взрослые.
В первую очередь, нужно найти причину происходящего. Если это каприз, вам стоит проявить твёрдость. Если же ребёнку скучно, нужно усложнить уровень задачи. А возможно, малыш ревнует вас и вновь пытается стать беспомощным, чтобы всё ваше время принадлежало только ему.
В наших статьях мы часто говорим, что не стоит скупиться на похвалу. Отмечайте даже самые маленькие достижения малыша и поощряйте его к закреплению и применению новых знаний и умений.
Поводы для беспокойства
Каждый человек уникален и уже с самого рождения не похож на других. Поэтому темпы развития вашего ребёнка могут отличаться от среднестатистических. И даже если ваш малыш не освоил что-то сейчас, он обязательно научится этому позднее.
Если же вы заметили, что ребёнок сильно отстаёт в развитии, лучше обратиться к специалистам.
В каких случаях стоит получить консультацию?
- Ребёнок плохо слышит или видит.
- Малыш не смотрит вам в глаза.
- Не может строить предложения и словосочетания хотя бы из 2-х слов. Речь малыша сложно разобрать даже близким.
- Не выполняет простые просьбы, например: «иди ко мне», «дай мячик», «принеси куклу» и т.д.
- Равнодушен к другим детям.
- Не пробует копировать ваши действия или слова.
- Не может даже на короткое время расстаться с родителями, или, наоборот, очень редко просит внимания и поддержки взрослых.
- Не может подняться или спуститься по ступенькам, даже с поддержкой.
- Не умеет бегать.
- Неуверенно держит в руках мелкие предметы.
- Не пробует рисовать или хотя бы водить карандашиком или фломастером по бумаге.
Также если малыш имел какой-то устойчивый навык, а потом вдруг его утратил, имеет смысл проконсультироваться со специалистом.
Психологический кризис
Сейчас у ребёнка наступает второй кризисный период. Первый он уже прошёл: это был переход от младенчества к раннему детству — к одному году.
Об этом мы писали в отдельной статье. Теперь вас и вашу кроху снова ждёт сложное время. Переходный этап не обязательно начинается строго в два года, он может начаться в 2 года и 3 месяца или даже в 2,5 года.
«Период негативизма», «возраст строптивости», «ужасные двухлетки» — такие названия данного периода могут заставить вас тревожится. Однако, данный период может быть оказаться из самых творческих для вас и вашего малыша. И не только! Это время, когда взрослый может подняться на новый уровень взаимоотношений с самим собой.
Итак, малыш активно протестует. А вам не совсем понятно: как вести переговоры с маленьким недовольным человеком, словарный запас которого невелик, и на четверть состоит из категоричных «Нет!», «Не буду!», «Не хочу!», «Отстань!» и подобных заявлений.
В этот период ребёнок по-другому воспринимает себя как личность и хочет самоутвердиться. Он говорит «Я» и заявляет о своих правах. Раньше вы выбирали, что ему делать: одеваться на прогулку, обедать, играть в мяч, строить пирамидку и т.п., и он с радостью соглашался. Теперь всё не так. Расстановка сил изменилась. Малыш отстаивает свои границы и желания.
Пока ребёнок и сам не вполне понимает, чего хочет и как правильно это сформулировать. А родители порой не могут корректно выстроить свои собственные личные границы, не говоря уже о границах и правилах для малыша.
Ребёнок часто противоречит сам себе. Он то кричит: «Я всё сам!», но после того, как у него не получается, кричит уже другое: «Помоги!». Он жаждет самостоятельности, но пока не готов отказаться от роли «маленького и слабого» под крылышком старших.
____________________
Наш совет: запаситесь терпением и попробуйте относиться к происходящему как к игре.
____________________
Ваш малыш может упрямиться, если его не понимают, не слышат или наказывают. Применять физические наказания неэффективно, лучше сконцентрироваться на разъяснении ситуации и на том, как себя в этот момент вести. Если сейчас не научиться договариваться, последствия будут негативными как для вас, так и для малыша. Взаимоотношения с ребёнком будут конфликтными. А в случае подавления личности малыша, он может стать чрезмерно послушным. И, возможно, вырастет с комплексом неполноценности, нестабильной самооценкой и рядом других особенностей, идущих вразрез с гармоничным развитием и жизненными успехами.
Постарайтесь с уважением относится к настроению, желаниям и интересам маленького человека. В пределах здравого смысла, естественно.
Сейчас эмоциональная сфера ребёнка стремительно развивается. Малыш испытывает очень много незнакомых для себя эмоций, чувств и пытается понять окружающих. Приступы гнева — закономерное поведение ребёнка. Он ещё не знает как выражать накрывающую его бурю чувств. Это могут быть: злость, обида, разочарование, вина и стыд.
Малыш часто провоцирует близких и пытается активно манипулировать ими. Делает он это не из «вредности» и не потому что ему приятно наблюдать перед собой кипящего от раздражения родителя. Нет. Он учится понимать эмоции, влиять на ситуацию и управлять ею так, как пока умеет.
Реагируя на провокации своего малыша, родители могут впадать в две крайности. Первая — абсолютная непреклонность и нежелание потакать прихотям и требованиям ребёнка. Такой подход ведёт либо к тому, что малыш вырастет слишком покорным, робким, либо к тому, что ваши взаимоотношения будут напоминать битву.
Вторая крайность — избегание, игнорирование провокаций и потакание требованиям ребёнка. Полное отсутствие реакции родителя ставит малыша в тупик. Он может столкнуться впоследствии со сложностями в детском саду и школе, и в социуме в целом, так как не способен соблюдать правила и распорядок дня.
Как же вести себя с ребёнком, чтобы соблюсти баланс? Наиболее эффективный способ — это переключение внимание «бунтующего» малыша на другое занятие. Но отвлекать и переключать внимание нужно сразу, как только конфликт назревает. Если же вспышка уже началась, спокойно и уверенно дайте понять, почему его поведение неприемлемо.
Что делать, если, например, малыш увлёкся игрой на прогулке и не хочет идти домой, капризничает и злится? Если вы разрешите ему продолжить игру, он поймёт, что таким поведением, капризами, криками и слезами, можно добиваться своего и влиять на решение родителей. Поэтому лучше унести его на руках, несмотря на крики и сопротивление. Но не подавляйте его чувства и не заставляйте замолчать. Для ребёнка сейчас важно видеть, что вам понятны его эмоции и желания — побегать, поиграть на детской площадке и т.п., но всё равно нужно возвращаться домой.
Объясняйте малышу правила поведения. Он действительно хочет быть хорошим. А ещё — быть похожим на вас и копировать вас во всём. Так что работайте над своим поведением также, как и над воспитанием своего малыша. Следите за своим поведением и эмоциями.
В этот период важно разработать и продумать стратегию вашего поведения.
Это нужно, чтобы ребёнок не стал объектом для манипуляций сначала с вашей стороны, а затем и окружающих. И вырос активным, творческим, доброжелательным, умеющим сотрудничать и сопереживать человеком.
Фиксируйте и записывайте то, что вызывает протест и сильную реакцию ребёнка:
- Что явилось причиной истерики.
- Как часто случаются истерики.
- Как долго продолжается такое поведение.
- Кто при этом присутствует из членов семьи.
- Каков исход ситуации.
Проанализировав свои записи хотя бы в течение нескольких недель, вы сможете многое узнать о темпераменте и особенностях малыша. И будете учитывать это в выборе методов воспитания.
Например, вы заметили у ребёнка повышенную чувствительность к воздействию окружающей обстановки и среды, склонность к эмпатии и тонкому восприятию происходящего. Развивайте эту чувствительность и направляйте в нужное русло с помощью творчества.
Если малыш всё время находится в движении и крутится «как юла», вам нужно постараться обеспечить правильный выход энергии. Такие непоседы достигают успехов в спорте и лидерстве. Поощряйте активность ребёнка, хвалите за достижения и не ругайте в присутствии чужих людей.
Если малыш очень бурно и остро реагирует на любое событие, часто «закипает» и негодует, вам нужно проявлять максимальное спокойствие, постоянно корректировать и направлять эмоции «взрывного характера».
Поработайте над режимом дня.
Правила и нормы для ребёнка должны быть гибкими. Не стоит придерживаться строгого распорядка. Однако режим дня лучше сделать похожим на тот, который существует в детском саду. Так ребёнку будет проще адаптироваться к нему в дальнейшем. Уделяйте особое внимание тому, чтобы запреты и разрешения всех членов семьи не расходились между собой. То есть, к примеру, мама запрещает, а папа, бабушка и дедушка — разрешают. Малыш быстро поймет это и научится этим манипулировать.
В этот период дети очень любят «ритуалы», то есть повторяющиеся действия. Допустим, перед обедом и мытьём рук, малышу нужно умыть любимого медвежонка. Или почитать любимую книжку, затем уложить куклу спать и уже потом засыпать самому. Поддерживайте малыша в подобных маленьких «ритуалах». Они для него важны.
Наблюдайте за состоянием ребёнка и старайтесь не перегружать его чрезмерно эмоциями и впечатлениями. Если заметили, что малыш устал, предложите ему более спокойное занятие в тихой обстановке.
Правильное распределение активностей формирует чувство стабильности и устойчивости жизни.
Не ругайте ребёнка за результаты его творчества.
Юный исследователь, первопроходец и художник, а по совместительству заядлый спорщик, в восторге от своих возможностей. Сейчас он — в центре мира. И весь мир — для него. Малыш не из вредности разрисовывает обои и мебель, строит города для игрушек и гаражи для машин в самых неожиданных местах. Он исследует мир и хочет проявить себя.
Помогите ему узнать, как поступать хорошо и правильно, а как — некрасиво и дурно. Постарайтесь прояснить эти сложные понятия максимально корректно и уважительно к личности маленького человека.
Уважайте уникальность малыша.
С доброжелательным, готовым к сотрудничеству и игре взрослым кроха будет рад договориться. Ошибки родителей, как мы уже говорили, часто связаны с неумением выстраивать собственные границы и следовать правилам. Работайте над собой — сейчас прекрасное время стать лучше и сильнее.
Как помочь развитию малыша
Энергичный и активный ребёнок — это нормально, хотя порой и очень утомительно.
Деткам в этом возрасте очень нравится играть с другими людьми, участвовать в домашних спектаклях с переодеванием и небольшими ролями, понарошку бороться. А ещё слушать, как взрослые рассказывают интересные истории, читают или поют. Ну и, конечно, рисовать: пальчиками, кисточками, мелками, карандашиками.
Организуйте малышу безопасное пространство для развития. И, по возможности, станьте его партнером во всевозможных играх и занятиях. Разрешайте ребёнку играть с мелкими предметами различных текстур: пуговичками, камушками, конструктором, шишками, крупами и т.д. Помните о соблюдении мер безопасности! Не оставляйте юного исследователя одного во время таких занятий и игр.
Как можно больше общайтесь с малышом, обсуждайте всё, что произошло с ним за день. И старайтесь много читать. Лучше подкреплять увиденное ребёнком дополнительно. Например, после посещения зоопарка, покажите ребёнку книжку про животных или картинки с их изображениями и описаниями. Поговорите об этих животных, попробуйте изобразить их голоса и движения.
Ваш малыш может расстраиваться, когда у него что-то не получается в игре, или задание слишком сложное. Отнеситесь к этому с пониманием. Если эмоциональная реакция не очень сильна, можно дальше продолжать игру. Если же малыш крайне расстроен и даже плачет, утешьте его и переключите на что-то другое.
Развитие желания заниматься
Развивающие занятия проходят намного легче, веселее, и что немаловажно — эффективнее, если правильно оценивать силы и способности малыша.
И даже если его сверстники продвинулись в каких-то навыках намного дальше, не стоит торопить своего ребёнка. Самое главное для вас — найти то, что интересно именно ему!
Допустим, ребёнок не любит конструктор или пальчиковую гимнастику — развивать моторные навыки можно с помощью лепки и рисования. Малыш не является поклонником книжек — сделайте упор на живое общение, аудиосказки и познавательные видео для детей.
Одни дети любят занятия на логику и внимание, а другие — нет. Кто-то с удовольствием рисует, читает, а кому-то, как считают родители, совсем нечего не интересно. Зато такие дети, к примеру, могут уметь то, что недоступно другим малышам его возраста: проявлять инициативу, ответственность, лидерские качества и активность. Вот почему взрослым важно изучать своего ребёнка и подбирать подходящее конкретно для него развитие, не сравнивая его с другими. Помните — все мы разные!
Ролевые игры
Как мы уже говорили ранее, сейчас самое время для ролевых игр. Поддерживайте малыша, когда он придумывает сценарии своих игр. Например, можно отправиться в магазин, выходя из дома, отправить мишку в парикмахерскую, куклу — в зоопарк или детский сад. Попробуйте всей семьёй разыграть любимую сказку малыша.
Поощряйте и направляйте игры ребёнка с другими детьми, это поможет освоить социальные навыки и умение дружить. Не ждите, что малыш будет рад поделиться своей игрушкой или терпеливо ждать своей очереди вступить в игру. Сейчас маленький человек уверен, что весь мир крутится вокруг него. В совместных играх дети учатся уважать свою и чужую собственность, понимать друг друга и сопереживать.
Бытовые навыки
Поддерживайте интерес малыша к бытовым делам. Это помогает развитию мелкой и крупной моторики, мышления и навыков планирования. Также ему будет легче осваиваться в детском саду в дальнейшем. Разрешайте малышу, с вашей помощью, открывать и закрывать краны, умываться, мыть руки, вытираться полотенцем, выдавливать зубную пасту из тюбика и мыло из дозатора, застегивать молнии, завязывать шнурки и т.д.
Вы можете развивать самостоятельность и уверенность ребёнка, разрешая ему помогать вам с простыми домашними делами. Юный помощник будет неимоверно горд возложенной на него миссией и ответственностью.
Пусть малыш поможет вам убрать стол после еды, вытереть пыль, подмести пол, полить цветы, сложить вещи и игрушки. Привлекайте ребёнка к приготовлению еды, покажите, как перемешать салат, приготовить бутерброд, вытереть посуду (желательно небьющуюся), помыть овощи и т.п. Главное, чтобы все действия были безопасными!
Ребёнок с удовольствием примет участие во всех ваших делах, если задание будет ему действительно интересно. Заставлять его не стоит.
Логика
Изучайте понятия «много/мало», «маленький/большой». Можете предложить ребёнку разделить горсть пуговиц на две части. Попросите сказать, где много пуговиц, а где — мало. Если малыш затрудняется, объясните разницу. Можно использовать игрушки и предметы разного размера для изучения понятия величины.
Изучайте свойства предметов, цвета, геометрические фигуры и формы, понятия «длинный/короткий», «высокий/низкий», «широкий/узкий», «одинаковые/разные», «твёрдый/мягкий», «тяжёлый/легкий» и т.д.
Сортируйте вместе с крохой предметы по размеру, форме и цвету. Складывайте пазлы и детали картинок из 2-5 частей. Стройте башенки и собирайте простые конструкторы.
Можно предложить ребёнку поиграть в загадки. Вы описываете предмет или животное, а малышу нужно угадать, о чём или о ком идёт речь. Потом вы можете поменяться ролями.
Также вы можете изучать счёт. Делать это легче на пальчиках и любых окружающих предметах: ступеньках, палочках, игрушках, деревьях, столбах и т.д. Учитывайте интерес ребёнка и не форсируйте события. О том, как учить цифры мы писали в отдельной статье.
Внимание
Внимание малыша сейчас непроизвольно. То есть он не может направить и сконцентрировать его волевым усилием. А отвлечь ребёнка может всё что угодно: звук, музыка, игрушка, яркая картинка, окружающие люди. Но внимание и память важно и нужно развивать!
Рассматривайте с малышом картинки с определёнными сюжетами. Попросите показать героя или деталь: ведёрко, домик и т.п. На прогулке попросите любознательного малыша показать белый цветок, жёлтую машину, пушистую собаку, девочку в розовой курточке и прочее.
Покажите малышу предмет и предложите найти вокруг вещи, схожие по форме или по цвету, размеру или иным характеристикам.
Разложите игрушки, картинки, или любые предметы на столе, попросите ребёнка запомнить их. Далее малыш отворачивается или выходит из комнаты, а вы прячете один предмет. Затем малышу нужно определить — что исчезло. Затем можно поменяться ролями.
Играйте в прятки. Можно вместе спрятать несколько игрушек, а потом попросить ребёнка их найти.
Вспоминайте вместе, что малыш делал вчера, сегодня утром, на прогулке, когда приходила бабушка и т.д.
Покажите ребёнку картинку, переверните её и попросите рассказать, что было изображено на ней.
Покажите ребёнку картинку, уберите её, а затем попросите найти такую же парную в группе изображений на столе.
Положите 3-4 картинки перед ребёнком и попросите запомнить их. Для лучшего запоминания можно рассказать простую историю, состоящую буквально из нескольких предложений. Затем переверните картинки и попросите ребёнка показать, например: на какой картинке зайчик? Где лисичка? Куда спрятался медвежонок и т.п.
Речь
Чем больше вы разговариваете с ребёнком, тем богаче его словарный запас и тем лучше развита речь. Проговаривайте всё происходящее вокруг и следите за произношением малыша. Комментируйте реплики и отвечайте на вопросы как можно более развернуто.
Вместе с малышом рассказывайте его любимые сказки. Задавайте вопросы о сюжете и героях. Если ребёнок испытывает трудности с рассказом, поддержите и помогите.
Читайте малышу яркие и интересные книжки. Рассматривайте картинки и обсуждайте их. Чтение — наиболее эффективный способ развития речи. Если крошка не сильно интересуется литературой, постарайтесь найти именно то, что ему понравится. Попробуйте подобрать книги разных жанров, оформление, размера, фактуры и т.п.
Можно начинать изучать буквы. Для этого существуют специальные азбуки для самых маленьких и красочные карточки с буквами. Не спешите, важно развить интерес у юного почемучки. О том, как учить алфавит мы писали в отдельной статье.
Развитию речи также помогает совместное придумывание историй и исполнение детских песен.
Для развития артикуляции можно задувать свечки, выдувать мыльные пузыри, медленно и быстро дуть, изображая ветерок, делать пузыри в воде, выдувая через трубочку. Также можно попробовать простую артикуляционную гимнастику, если ребенка это заинтересует. Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щёк, челюстей, языка, губ, нёба).
Музыка
В этом возрасте дети с удовольствием слушают музыкальные сказки. Любовь к таким произведениям приходит постепенно. Сначала малыш просто слушает песенки и музыку, а с каждым разом всё больше вникает в подробности, и просит поставить ту или иную историю снова и снова. Через несколько недель активного прослушивания, можно предложить малышу новую сказку.
Сказки, песенки из мультфильмов и прослушивание музыки обогащают речь, помогают правильно произносить слова и развивают слух.
Ставьте ребёнку классическую музыку и обсуждайте её. Придумайте вместе: о чем рассказывает эта или иная мелодия. Учите различать композиции: быструю и медленную, громкую и тихую, весёлую и грустную. Прислушивайтесь вместе к звучанию природы: пению птиц, шуму дождя, листьев, журчанию ручья и т.п.
Поощряйте игру малыша на детских музыкальных инструментах: барабанах, маракасах, бубне, ксилофоне и т.д. Танцуйте в такт музыке вместе с ребёнком, пробуйте освоить простые движения ручками и ножками.
Если ребёнку нравится музыка и у него есть любимые песни, вы можете напевать мотив и попросить малыша угадать его.
Творчество
Рисуйте линии, дорожки, кружочки, траву, небо, дождь, снег, стебли, цветы, простые домики. Обращайте внимание малыша на выбор цветов: трава — зелёная, облака — белые, река — голубая, солнышко — жёлтое и т.п.
Рисуйте пальчиковыми красками, акварелью, гуашью, мелками, фломастерами и карандашами. Картинки можно изображать на песке пальчиками или палочкой. Можно рисовать на снегу или на манной крупе. Творчество не знает границ!
К трём годам можно заняться раскрашиванием картинок. Некоторые специалисты считают, что лучше если ребёнок рисует сам, чем раскрашивает готовый шаблон. Так активнее развиваются его творческие способности. В любом случае, решение принимать вам.
Лепите из теста и пластилина. Раскатывайте шарики и колбаски, создавайте простые фигурки. Вы можете оставить на тесте или пластилине отпечатки в тесте разными предметами, вырезайте из теста фигурки при помощи формочек, учитесь резать тесто безопасным пластмассовым ножом.
Творите и придумывайте игры самостоятельно!
Окружающий мир
Расскажите ребёнку о насекомых и птицах, о домашних и диких животных — как они называются, как выглядят, где живут, как себя ведут и как называют их детенышей. Посетите зоопарк, дельфинарий, океанариум. Покажите детские книжки и картинки о животных, птицах и природе.
Познакомьте малыша с растениями, деревьями, цветами, растущими в вашей местности. Расскажите о природных явлениях, о смене дня и ночи, временах года и погоде. Крохе будет интересно узнать о различных материалах: дереве, металле, бумаге, тканях, пластике и т.д. Дайте юному исследователю их потрогать.
Старайтесь обсуждать и закреплять с малышом полученные знания. Воспитывайте доброе и уважительное отношение ко всему живому.
Также можно знакомить ребёнка с профессиями: водитель, врач, медсестра, учитель, воспитатель в детском саду и т.д.
Рассказывайте о простых правилах безопасности дома, на улице, при переходе через дорогу. Если планируете отдавать ребёнка в садик, познакомьте его с этой темой заранее.
Физическое развитие
Для физического развития малыша будет полезно:
- Прыгать на месте. К трём годам можно осваивать прыжки вперед.
- Бросать мяч об стенку и ловить его.
- Разнообразные коллективные игры с мячом.
- Подбрасывать мячик или шарик вверх и ловить его.
- Ходить по скамеечке или брусу.
- Бегать на носочках.
- Изображать движения животных: прыгать, как зайка, махать крыльями, как птичка, приседать и подпрыгивать, как лягушка и т.д.
- Стучать по полу ногами.
- Перекатываться по полу.
- Подлезать под натянутой верёвкой.
- Играть в догонялки.
- Бегать паровозиком друг за другом.
- Играть в подвижные игры со сверстниками и родителями.
- Заниматься на детских спортивных площадках и комплексах: домашних, уличных и в детских игровых залах.
На третьем году жизни в эмоциональном развитии ребёнка происходят серьезные изменения. Малыш узнает новые для себя сильные чувства. Он не знает как справляться с эмоциями, как их выражать, поэтому капризничает и ведет себя импульсивно. Сейчас на его развитие оказывает влияние всё, что он видит и слышит вокруг. Чем разнообразнее будет опыт ребёнка, тем легче и интереснее для него и для родителей пройдет этот период.
Важно помочь ребёнку на пути становления его личности, и делать это лучше в форме игры. Мы создаем развивающие игры для правильного и гармоничного роста вашего малыша.
Анна Луценко,
для Издательства LizaLand