Наш ребёнок быстро растёт. Он уже не тат беспомощный малыш, которой был раньше. Давайте посмотрим, что должен уметь маленький человек в возрасте трёх лет, и как будет проходить следующий очень важный этап его жизни. На что родителям стоит обратить внимание, чтобы сделать развитие ребёнка более гармоничным и полноценным.
Содержание:
- Навыки 3-х летнего ребенка
- Кризис трёхлетнего возраста
- Развивающие игры и занятия
- Планирование занятий
Что должен уметь трёхлетний ребёнок
Двигательные навыки
- Малыш быстро бегает, прыгает на месте и вперёд, приседает, перешагивает и перепрыгивает препятствия.
- Стоит на одной ноге, сохраняя равновесие.
- Лазает по гимнастической стенке.
- Одновременно делает различные движения. Например, качает головой и хлопает в ладоши.
- Может бросать мячик об пол и ловить его, катать, догонять и бить по нему ногой, играть в простые игры с мячом.
- Осваивает трёхколёсный велосипед.
- Ориентируется в пространстве (как правило, эта способность лучше развита у мальчиков).
Малыш словно маленький моторчик — непоседливый и активный. Движения его достаточно точные и скоординированные. Дети очень любят кататься на качелях, что помогает развитию вестибулярного аппарата и двигательному развитию в целом.
Мелкая моторика
Малыш умеет пользоваться карандашами, фломастерами, мелками, кисточкой. Рисунки юного художника пока больше напоминают каракули, но он творит осмысленно и может объяснить свой замысел.
Дети с хорошо развитой мелкой моторикой способны изобразить простые фигуры: круги, квадраты, овалы, линии, цветочки из кружочков и т.д. И даже примитивные фигуры человека или животных, в которых есть голова, тело и конечности.
Ребёнок способен расстегнуть молнию или пуговицы, с застегиванием дела складываются пока не так хорошо.
Поощряйте вашего малыша — занятия с замочками, пуговичками и шнурочками помогают развитию не только моторики, но и мышления.
Бытовые навыки
Ребёнок самостоятельно умывается, моет ручи с мылом, ходит на горшок, пользуется туалетной бумагой и полотенцем, чистит зубы, способен надеть и снять одежду в правильном порядке. Кушает аккуратно. Умеет пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Если некоторые из перечисленных навыков пока освоены не настолько хорошо, малыш очень старается. Он хочет быть похожим на взрослого. И, конечно, гордится своими успехами.
Мышление
Трёхлетние дети пока не способны видеть ситуацию со стороны, в своём мышлении они эгоцентричны. И не могут в полной мере уловить связь между событиями, причинами и их следствиями. В этот период развивается образное мышление. Малыш способен думать о чём-то, чего нет в пределах видимости, опираясь на образы из памяти.
Трёхлетний ребёнок может:
- Находить отличия между похожими картинками.
- Находить похожий предмет.
- Сравнивать и объединять предметы по цветам, размерам и форме.
- Складывать картинку или пазл из 4-6 частей.
- Называть основные цвета.
- Составлять короткий рассказ по картинке с помощью взрослого.
- Называть основные геометрические фигуры.
- Называть и показывать части тела человека и животных.
- Называть животных, птиц, деревья, бытовые предметы и мебель, одежду, овощи и фрукты, профессии (врач, продавец, водитель и т.д.), виды транспорта.
- Различать диких и домашних животных.
- Знать понятия: «близко/далеко», «выше/ниже», «вверху/внизу», «справа/слева».
- Знать понятия: «большой/маленький», «длинный/короткий», «высокий/низкий».
- Знать понятия: «много/мало», «больше/меньше», «столько же».
- Считать до пяти, показывать на пальцах свой возраст.
- Говорить о явлениях природы: светит солнце, идёт дождь, сегодня жарко и т.д.
- Ориентироваться во временах года, днях недели и времени суток.
- Знать правила безопасности (опасно уходить от взрослых, выходить на дорогу, трогать горячее, розетки, провода, лекарства и т.д.).
- Осознавать, что к природе и живым существам нужно обноситься бережно (нельзя ломать деревья, топтать клумбы, ходить по газонам, бросать мусор, обижать животных и т.д.).
Внимание
Концентрация внимания у малыша ещё очень низкая. Если заставить его долго (более 10-15 минут) сосредотачиваться на каком-то занятии, действии или обучении, можно перегрузить его нервную систему, что вполне может выплеснуться в форме истерики. Своё внимание ребёнок пока фокусирует только на том, что ему интересно.
Обучая чему-то малыша будьте внимательны к его состоянию и, в первую очередь, постарайтесь заинтересовать. Любые развивающие занятия важно проводить в форме увлекательной игры.
Маленький почемучка засыпает вас вопросами. И вам может казаться, что ребёнок вовсе не заинтересован в том, чтобы выслушать ответ. Это не совсем так. Порой из-за сложности, связанной с концентрацией внимания, он просто не может осилить длинный или сложный для него ответ.
Постарайтесь отвечать ёмко, кратко и понятно. Будет неплохо, если вы подкрепите объяснение наглядно — с помощью действия, рисунка, картинки или небольшого эксперимента. Помните, что внимание малыш сможет удерживать всего 10-15 минут.
Память и воображение
У ребёнка сейчас наиболее развита эмоциональная память. Запоминает он то, что вызвало яркие впечатления. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Малыш живёт в мире своих фантазий, в которых смешиваются реальность, сюжеты сказок и рассказы взрослых. Ребёнок очень восприимчив. Что может проявляться в различных страхах: тёмной комнаты, одиночества, замкнутых пространств, собак, молнии и грозы и т.д.
Малыш в этом возрасте способен:
- Запомнить свою фамилию и имя, имена и фамилии родителей, название населённого пункта, в котором живёт.
- Запомнить и воспроизвести несколько слов или коротких предложений.
- Запомнить и повторить несколько движений в определённой последовательности.
- Рассказать по памяти короткую сказку, стишок или мультфильм.
- Спеть короткую песенку.
- Рассказать о событиях сегодняшнего и вчерашнего дня.
Речь
Речь трёхлетних детей развивается по-разному.
Некоторые говорят чёткими и достаточно длинными предложениями, без искажения слов. И способны поддерживать полноценную и непринуждённую беседу.
Речь других ещё не совершенна. Они путают порядок слов, не договаривают слова, искажают шипящие звуки. Но тот, и другой вариант соответствуют норме.
Общие характеристики речевого развития трёхлетнего ребёнка:
- Малыш понимает речь взрослых, ему интересно общаться с близкими и посторонними людьми.
- Любит рассказывать обо всём, что видит вокруг, и делится впечатлениями о событиях жизни.
- Задаёт множество вопросов и интересуется незнакомыми словами.
- Воспринимает короткие истории и пытается их пересказать.
- Словарный запас трёхлетнего ребёнка: около 1000 слов. К четырём годам — около 2 000.
Кризис трёхлетнего возраста
Как проявляется кризис?
Порой поведение ребёнка может вызывать беспокойство родителей и переживания, что в воспитании допущены серьёзные ошибки.
Малыш проявляет требовательность, раздражительность, вредничает, капризничает, устраивает истерики и умело манипулирует взрослыми. И так целыми днями, неделями и месяцами. Ребёнок может отказываться делать то, что раньше ему очень нравилось. Стремится делать вам назло, не хочет слушаться, даже в ущерб своим интересам. И сильно расстраивается, когда ему не дают баловаться и шалить. А то, что запретили непременно воплощает в жизнь. Даже не услышав вопрос или просьбу до конца, отвечает: «нет», «не могу», «не хочу», «не буду». А одной из самых любимых фраз становится: «я сам». Вам может показаться, что у вас не ребёнок, а проверка нервной системы на прочность. Если в семье несколько детей, то вас также могут ждать конфликты со старшими и ревность к ним со стороны трёхлетки.
Дело здесь не в ваших ошибках, а в закономерном этапе развития ребёнка.
Малыш еще не умеет управлять своим поведением и эмоциями. Он учится ставить цели, принимать решения и добиваться результата. Ребёнок стремится быть самостоятельным, но не может справиться с многими задачами сам. Сейчас закладываются основы его личности, самооценки и восприятия себя. Будет ли это восприятие здоровым — зависит от отношения и действий взрослых.
Кризисы важны для перехода на новый уровень. Попробуйте отнестись к этому философски и с терпением. Упрямство — это проявление воли. Капризы — заявление о своей значимости. Эгоизм — осознание чувства собственного достоинства. И его отстаивание.
Если сейчас подавить волю ребёнка, то у него могут сформироваться пассивные и инфантильные черты характера и склонности к различным зависимостям. Подавлять активность также не стоит — малыш может замкнуться в себе и иметь в дальнейшем сложности с развитием и общением.
Для ребёнка важно, чтобы его мнение спросили, с ним посоветовались. Поэтому стоит позволить ему настаивать на своем, даже когда «свое» выглядит нелепо. Разумеется, если это не касается жизни и здоровья! Важно соблюдать баланс. Если вы позволите манипулировать собой с помощью капризов, для исправления такого поведения потребуется множество усилий.
Как можно помочь ребенку и себе?
Бережно относитесь к чувствам и эмоциям малыша. Сопереживайте его злости, горю и радости. И учите определять и называть свои эмоции. Сейчас вы можете просто проговаривать их: «Я понимаю, что ты злишься, тебе грустно, ты расстроен, и т.д.». Называйте и свои эмоции тоже. Мы часто говорим в своих статьях о важности развития эмоционального интеллекта. Это залог здоровья и более успешной жизни в целом.
Не делайте из возрастных страхов (темноты, одиночества и т.д.) катастрофу. Своевременно успокойте малыша и ласково поговорите с ним. При здоровом эмоционально-психологическом климате в семье, страхи постепенно уйдут.
Теперь ваше взаимодействие с малышом из этапа «взрослый – ребёнок» подходит к новому рубежу. Для гармоничного развития важно, чтобы малыш чувствовал, что все члены семьи знают, что рядом с ними не кроха, а полноценный товарищ и друг.
Показывайте свое одобрение, даже когда ребёнок достигает самого незначительного успеха. Для него сейчас важно ощущать и переживать свой успех. Учите его верить в себя, видеть достижения и радоваться им. Ваша положительная оценка побуждает ребёнка добиваться ещё более высоких результатов и делать успехи.
Ребёнок очень болезненно воспринимает критику. Лучше не критиковать, а предложить вместе исправить ошибку. Отделяйте действия от личности. Даже если малыш ошибся, постарайтесь сформировать у него ощущение, что он хороший в любом случае. Даже когда делает что-то неумело, когда у него не получается, или он плохо себя ведёт. Так вы заложите устойчивое и здоровое восприятие себя и своих поступков.
От вас сейчас требуется максимально спокойное поведение. Объясняйте ребёнку правила с помощью разумных доводов. Говорите только правду. Малыш вполне способен вас понять. Но он будет перепроверять вас не один раз. А действительно ли то, что запрещено — запрещено? А может быть можно, если осторожно? А если попробовать добиться своего через папу, бабушку, или сестру? Ребёнку важна твердость вашей позиции. Но не менее важны помощь и направление в освоении правил поведения.
Поработайте над стратегией. Можно воспользоваться сравнением со светофором: красный — совсем нельзя, жёлтый — иногда можно, но только при определённых обстоятельствах, зелёный — полный вперёд. Запишите все свои требования в отношении ребёнка и разделите их на 3 части. Первая: строгие и жёсткие. Вторая: возможны послабления, и вы готовы идти на уступки. Третья: то, что всегда разрешено. Проявляйте настойчивость и постоянство.
Спокойно относитесь к истерикам и сохраняйте самообладание. Если вы придадите значение ситуациям, когда ребёнок в общественном месте кричит, падает на пол, колотит руками и ногами, и устраивает подобный «концерт», то «шоу» он будет вам устроит ещё не один раз. Это своего рода спектакль, главную роль в котором исполняет ребёнок. А если главный зритель, то есть мама, не впечатлена, то и смысла разыгрывать драму нет.
Если ребёнок раскричался в общественном месте, возьмите его за руку и уведите, или унесите. И дайте покричать в безопасном месте. Не нужно его ругать или пытаться что-то объяснить во время истерики, и уж тем более шлёпать, это всё равно не сработает. Дайте «отвести душу», побудьте рядом, но не участвуйте в эмоциональном всплеске. Малышу важно чувствовать, что вы его понимаете и вы на его стороне. Не критикуйте и не ругайте ребёнка после истерики. Когда буря успокоится, можно начинать спокойный разговор и обсудить случившееся.
Чаще предлагайте ребёнку возможность выбора или иллюзию выбора. Допустим: «Мы поедем на лифте или пойдём по лестнице?», «Ты будешь кушать суп из голубой, или жёлтой тарелки?», «Ты зелёное или красное яблочко хочешь?» и т.д.
Если ребёнок отказывается выполнять просьбу, проявите изобретательность и попробуйте зайти с другой стороны: «Переведи меня через дорогу, пожалуйста, я очень боюсь машин», «Давай сыграем в игру под названием “наоборот”: я тебе скажу — не кушай этот суп, ты будешь меня не слушаться, и всё равно съешь, а я понарошку рассержусь». Дети часто забывают про капризы и вовлекаются в интересную игру. Особенно они любят «играть во взрослого», в маму или в воспитателя. Подыграйте. Когда вы даёте возможность проявить свою значимость, конфликт испаряется. А запреты лишь усиливают негативный отклик, нежелание выполнять просьбы, и капризы.
Маленький человек хоть и стремится к самостоятельности, но вместе с тем пытается завладеть вашим вниманием. Ребёнок может устраивать истерики и капризничать, не давать вам разговаривать по телефону, общаться с кем-то и заниматься делами. И требовать поиграть с ним. Важно объяснять, что у каждого есть свои желания, дела и обязанности. И договариваться, например: «Мы с тобой поиграли в магазин, сейчас мне нужно приготовить ужин, я буду рада, если ты поможешь мне», «Сейчас я закончу работу (разговор, или какое-то занятие) и мы пойдём играть, а пока ты можешь порисовать (послушать аудиосказку, напоить чаем кукол и т.д.)».
____________________
Взаимодействие с ребёнком и построение гармоничных отношений — целое искусство, в котором есть бесконечный простор для творчества, фантазии и юмора.
____________________
Развивающие игры и занятия
Ролевые игры
В данный период игры малыша с предметами постепенно переходят в ролевые. В них ребёнок выполняет какую-то роль, знакомую ему. Поэтому важно чтобы у малыша были игрушки, дающие простор для придумывания новых сценариев: куклы, животные, машинки, посуда, продукты, фигурки людей, наборы для сюжетно-ролевых игр, например, в больницу, парикмахерскую, ветеринара и т.д.
• Совсем не обязательно приобретать множество дорогих игрушек, можно использовать любые предметы домашнего обихода. Главное — соблюдать меры предосторожности. Поощряйте малыша к ролевой игре, учите играть и играйте вместе с ним. Предложите ребёнку побыть в роли продавца или покупателя. Детям нравится играть в магазин.
• Можно совместить игру с обучением другим полезным навыкам. Как пример: «В нашем магазине все особенно вежливые. Давай вспомним какие вежливые слова ты знаешь? Как ты будешь обращаться к продавцу (или покупателям)?». Можно понарошку отправить малыша за покупками и попросить запомнить то, что нужно приобрести. Начать лучше с 2-3-хнаименований, постепенно увеличивая количество позиций. А как запомнить множество покупок? Составить небольшой рассказ или использовать ассоциации. Так играть не только интересно, но и полезно для развития памяти, мышления и логики.
• Приготовьте вместе игрушечный борщ, салат или любое блюдо, которое любит малыш. Для этого вам потребуются картинки ингредиентов или специальный «кухонный поварской» набор игрушечных продуктов.
• Предложите устроить праздник, весёлую прогулку для любимой куклы или игрушки.
• Организуйте домашний театр. Разыграть можно любимую сказку, мультфильм или самим придумать историю. Можно быть актерами или «раздать роли» любимым игрушкам. А еще можно устроить театр с помощью пальчиковых или перчаточных кукол. Весёлое занятие способствует развитию мелкой моторики, а вместе с нею — мышления и речи.
Мелкая моторика
Для развития моторики подойдут следующие занятия:
- Рисование карандашами, фломастерами и красками. Можно попросить малыша дорисовать недостающие детали к рисункам, допустим, листики к ветке, стебли к цветам. Научите юного художника рисовать линии, прямоугольники, квадраты, треугольники, овалы и кружочки. Можно попробовать закрасить рисунок, не выходя за границы. Учиться обводить несложные рисунки. Предоставьте малышу свободу творчества! Но просите рассказать про художественный замысел.
- Лепка из мягкого пластилина и теста, раскатывание в ладонях и создание несложных фигур: колбасок, шариков, бубликов и т.д.
- Несложные аппликации с использованием бумаги, природных материалов, кусочков разных тканей. Можно спросить, о чём мечтает ваш малыш, вместе подобрать картинки к его желаниям, вырезать их и приклеить на плотный лист бумаги.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с песком и разными крупами.
- Застегивание кнопок, петелек, разнообразных застежек, пуговичек, занятия со шнуровками.
- Нанизывание на шнурок разноцветных бусин, лучше с чередованием элементов разных цветов, форм и текстур.
- Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
- Вырезание бумаги с помощью детских ножниц по прямой линии и по нарисованному контуру.
- Занятия с кубиками, мозаикой и конструкторами.
- Украшение торта или бутербродов вместе с мамой.
Развитие речи
Для развития правильной речи и обогащения словарного запаса ребёнка важно:
• Регулярное чтение сказок, рассказов и стихотворений. А в завершении — беседа о героях, их приключениях и впечатлениях малыша. Лучше выбирать небольшие рассказы и сказки с яркими картинками. Потешки для самых маленьких юному читателю уже не подойдут. Старайтесь выбирать то, что интересно малышу. Для этого не бойтесь экспериментировать и узнавайте предпочтения ребёнка.
• Следите за чистотой и правильностью вашей речи. В этом возрасте малыш копирует вас.
• Обсуждайте с ребёнком события дня и постоянно разговаривайте с ним. Вовлекайте в беседы на самые разные темы всех членов семьи. Малыш сейчас может воспринимать и повторять невербальный язык общения, он учится жестам, мимике и разным реакциям на ситуации.
• Хорошо помогают разговоры по телефону с бабушками, дедушками и другими родственниками. Ребёнок не может показать жестами или мимикой, что хочет сказать, ему нужно отвечать на вопросы голосом и стараться сформулировать мысли. Чтобы такое общение было более развивающим, можно заранее обговорить с родственниками смысл, стиль общения и вопросы, которые будут интересны малышу.
Физическое развитие
В этот период ребёнок очень активен, ваша задача — направить его энергию в нужное русло. И тем самым заложить крепкий фундамент здоровья и физического развития.
Для развития координации движений, скорости, гибкости и выносливости будут полезны:
• Спортивные игры с мячом, кеглями, кольцебросом и т.д. Обязательно берите на прогулку мяч, скакалку, ракетки и иной несложный спортивный инвентарь. Покажите малышу личный пример. Можно поиграть в прятки на прогулке. Если другие дети заняты какой-то подвижной игрой, предложите малышу присоединиться к ним.
• Установите дома детский спортивный комплекс, если позволяет возможность. Поощряйте ежедневные занятия малыша. Регулярно посещайте детские спортивные площадки.
• Постарайтесь приучить ребёнка к ежедневной зарядке под весёлую музыку.
• Вы можете вместе с малышом заниматься фитнесом, йогой, пилатесом и иным видом физической активности на ваш вкус.
• Вы можете вместе танцевать, если малыш проявляет к этому интерес.
• Для развития физических качеств ребёнка можно: бегать наперегонки, прыгать через нарисованную линию, ходить по разложенной на полу верёвочке, прыгать на двух ногах вперёд, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через препятствия, ходить по наклонной доске, ходить на носочках и на пятках, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде. Вы можете вместе с по команде выполнять определённые действия. Попробуйте устроить целое физкультурное занятие для всей семьей. Также можно привлекать семьи с детьми. Будет шумно и очень весело!
• Вы можете отдать ребёнка в спортивную секцию. Помните, что нагрузки должны быть умеренными с графиком занятий: 1-2 раза в неделю по 1-1,5 часа.
Среди подходящих по возрасту видов спорта: восточные единоборства, фигурное катание, художественная гимнастика, танцы. А один из самых любимых и девочками и мальчиками — плавание. Задействуются все группы мышц, снимается мышечное напряжение, а нервная система стабилизируется.
Но сначала лучше убедиться в отсутствии медицинских противопоказаний и проконсультироваться с педиатром, хирургом, ортопедом и кардиологом. Попробуйте разные виды спорта и выберите тот, к которому ребёнок проявляет бо́льший интерес.
Познавательное развитие
Данные занятия направлены на развитие логического мышления, памяти и знаний об окружающем мире.
Для малыша будут полезны следующие активности:
- Изучение животных, птиц, деревьев, растений и явлений природы. Лучше это делать наглядно, используя яркие картинки и подкреплять информацию обучающими видео для детей.
- Прививайте бережное отношение к окружающему миру и животным.
- Рассказывайте ребёнку о разных профессиях и видах деятельности.
- Малыша можно обучать азбуке и цифрам. Как это правильно делать мы писали в отдельной статье.
- Собирайте матрёшки и формочки разного размера.
- Подбирайте плоские геометрические фигуры по образцу.
- Подбирайте объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучайте их названия.
- Собирайте пирамидки с множеством колечек разных цветов и размеров по рисунку или образцу.
- Продолжайте занятия с конструкторами.
- Выбираете более сложные пазлы и картинки из частей.
- Собирайте мозаики и играйте в лото.
- Обобщайте животных по какому-либо признаку, например: плавающие, летающие, прыгающие, ползающие, домашние, травоядные, хищники и т.д.
- Обобщайте предметы по какому-либо признаку, допустим: круглые, мягкие, пушистые, колючие, большие, маленькие, длинные, короткие и т.д.
- Закрепляйте пространственные понятия: «близко/далеко», «выше/ниже», «вверху/внизу», «справа/слева» и т.д.
- Находите лишний предмет по какому-нибудь признаку.
- Можно поиграть в игру «Что изменилось?». Возьмите 4-5 игрушек или предметов, попросите малыша посмотреть на них, а затем отвернуться. Измените что-то. Допустим, несколько предметов поменяйте местами, а какие-то игрушки переоденьте, дайте мишке в руку зонтик, кукле — веер и т.п. Малышу нужно заметить эти изменения. Затем можно поменяться с ребёнком ролями.
- Можно использовать специальные «Найди отличия» и предложить малышу вместе позаниматься с ними.
Сенсорное развитие
Занятия направлены на улучшение тактильной чувствительности. Для этого можно предложить малышу:
- Определить материал предмета на ощупь.
- Определить геометрическую фигуру на ощупь.
- Угадать продукты питания по вкусу или запаху.
- Поиграть с сенсорными мешочками или коробочками. Можно приготовить парное количество коробочек с разным наполнением. Допустим: в две насыпать крупу, в две положить пуговички, а в остальные две поместить одинаковые колокольчики. Потрясите одной коробочкой и предложите найти такую же, потом проделайте это и для других пар.
Музыкальное развитие
Музыкальные занятия способствуют не только развитию слуха, но и формированию чувства ритма и музыкального вкуса.
Для малыша будет полезно:
- Петь вместе с мамой его любимые песни.
- Слушать вместе музыку разных стилей и жанров и обсуждать свои впечатления и возникшие во время прослушивания чувства. Побуждайте малыша к диалогу: «Что ты чувствуешь, когда звучит эта мелодия?», «Может быть ты что-то вспомнил?», «Тебе нравится эта музыка?» и др. Можно сначала рассказать о своих ощущениях: «Когда я слышу эту музыку, то … А ты?».
- Угадывать песни по мотиву. Приготовьте подборку знакомых малышу мелодий. Предложите угадать и пропеть.
- Танцевать в ритм под разную музыку. Разучите с малышом несколько связок из простых движений. Можно устроить танцевальное занятие всей семьёй.
- Играть на детских музыкальных инструментах.
- Если малыш интересуется музыкой, можно записаться на занятие с профессиональным педагогом.
Социальное развитие
Сейчас для малыша важно общество сверстников. Чаще всего ребёнок общителен, легко идёт на контакт и с удовольствием играет с другими детьми. В совместных занятиях развитие малыша происходит быстрее. В этом возрасте детей больше радуют собственные выдумки, и они скорее стремятся показать себя, чем услышать других.
Если ребёнок ходит в детский сад, его социальное развитие идёт своим чередом. Если ещё не ходит, родителям важно позаботиться об общении малыша со сверстниками.
Для этого можно посещать занятия в детских развивающих центрах. Они будут также полезны при подготовке к детскому саду. Ребёнок постепенно привыкнет к коллективу, получит необходимые навыки общения и уважения своих и чужих границ.
Также при подготовке в детскому саду важно:
- Обсудить с малышом новый этап его жизни.
- Постараться сформировать позитивное отношение к детскому саду.
- Научиться придерживаться похожего режима дня.
- Подтянуть навыки самообслуживания.
- Быть готовым к возможным негативным реакциям малыша.
Планирование занятий
Для более гармоничного и всестороннего развития малыша лучше составить недельный план. В нём вы равномерно распределите развивающие занятия, чтобы ничего не упустить, но и не переусердствовать с нагрузкой. Для каждого ребёнка этот план будет индивидуальным. Составляется он на основе навыков, интересов и склонностей вашего малыша.
В план впишите посещение секций, развивающих центров и домашние занятия.
Для удобства все активности распишите по дням недели и в каждом дне по типу развития: физическое, мелкая моторика, речь, познавательное, творческое, сенсорное, социальное, ролевые игры. Для удобства план можно оформить в виде таблицы.
Лучше записывать свои наблюдения во время занятия, реакцию и поведение малыша. После нескольких недель ведения такого графика, вы сможете проанализировать: с чем лучше справляется ребёнок, нужно ли что-то добавить или сократить, на что стоит обратить особое внимание.
На четвёртом году ребенка ждёт скачок в физическом, умственном, эмоциональном и психическом развитии.
Мыслительные и речевые навыки, память и внимание совершенствуются во время игры. Ребёнок учится выражать свои эмоции. Во время игры развиваются изобретательность, воображение и творческие способности.
Для увлекательного познания мира важно создать безопасную и интересную развивающую среду. Мы создаем развивающие игры для правильного и гармоничного роста вашего малыша.
Анна Луценко,
для Издательства LizaLand