Развитие ребенка от 4-х до 5 лет

Ваш малыш вырос и достиг среднего дошкольного возраста. Давайте посмотрим, что его ждёт в такой важный период, и как вы можете помочь его всестороннему развитию.

Содержание:

Новый этап взросления

Ребёнок очень любознателен и подвижен, он исследует мир, старается понять взаимосвязь между поступками и последствиями, постоянно придумывает новые игры и экспериментирует с разными ролями. А ещё он учится планировать и достигать задуманного. Ему нравится быть самостоятельным и чувствовать себя взрослым. 

Однако произвольное внимание малыша ещё недостаточно развито. Он не способен заниматься тем, что ему неинтересно. Любые развивающие занятия и освоение новых навыков лучше проводить в форме увлекательной игры.

Развитие ребенка 4-5 лет

Ребёнок постепенно учится больше времени проводить за спокойными занятиями, несмотря на свою активность. Он задаёт множество вопросов об устройстве окружающего мира, о предметах, о взаимоотношениях между людьми. И чем больше он узнает, тем больше рассуждает. Любознательность маленького человека не знает границ, а многие его вопросы могут поставить в тупик даже высокообразованного взрослого. Порой вопросы могут вызвать даже растерянность. Так, малыш может захотеть узнать, откуда берутся дети, почему люди и животные умирают, и т.п. 

Сейчас для ребёнка очень важны внимание и серьёзное отношение родителей к его суждениям. В дальнейшем это поможет ему быть более уверенным и свободным в самовыражении. К тому же, иногда дети могут нас многому научить. Они искренни и непосредственны, социальные рамки и запреты пока не искажают их восприятие. Не зря говорят: «устами младенца глаголет истина». Ваши беседы с малышом могут приносить пользу и ему, и вам.

Ребёнок уже знаком с различными формами поведения и действиями: он умеет признавать ошибки, извиняться, играть по правилам, выражать свое недовольство и сопереживать другим. У ребёнка развивается чувство юмора, он смеётся над забавными ситуациями и придумывают смешные шутки сам.

Малыш охотнее взаимодействует с родителями и выполняет их просьбы. Хотя иногда капризничает и вполне может проверять, поддадутся взрослые на его манипуляции, или нет. К 5 годам он научится гораздо лучше управлять своим поведением, а капризы и истерики постепенно сойдут на нет. 
В возрасте 4-5 лет закладываются основные нравственные понятия. Ребёнок их воспринимает не из пояснений взрослых, а делает выводы, наблюдая за поступками. 

В этот период малыш способен скрывать правду или даже откровенно лгать, говоря: «я этого не делал», «это не я» и т.п. Поступать так он может в качестве эксперимента. Стоит отнестись к такому поведению как к возрастной особенности. И терпеливо объяснять, как в лучше поступить, не прибегая к обману. 

На данном этапе маленький человек испытывает сильную потребность в уважении и признании взрослых. И, конечно, в похвале и оценке своих достижений. Что провоцирует особенную чувствительность к критике и замечаниям. Помните, что повышенная обидчивость — это возрастная норма. Постарайтесь проявлять уважение и давать конструктивную обратную связь.   

Воображение малыша не знает границ. Он живёт в мире сказок, фантазий и способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В этом возрасте дети ещё недостаточно хорошо понимают грань между реальностью и вымыслом. Поэтому они могут рассказывать выдуманные истории. Кроме того, сейчас в жизни ребёнка важную роль играют его воображаемые друзья. Это закономерный этап развития детской психики. Не стоит переживать и разрушать веру в выдуманных малышом персонажей. 

Дети проявляют интерес к физиологии тела, как своего, так чужого. Вы вполне можете обнаружить ребёнка за изучением своих половых органов. Это может стать сигналом, что самое время обсудить различия между девочками и мальчиками, а также соблюдение определённых личностных границ.
Ребёнку нравится взаимодействовать со сверстниками, дети обсуждают игрушки, вместе придумывают игры и рассказывают о своих интересах. В этот период девочкам больше нравится общество девчонок, а мальчики предпочитают играть с мальчиками. Из группы детей ребёнок выбирает тех, с кем ему общаться наиболее интересно.  

Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает всё большее место в жизни ребёнка, сильнее становится и потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Чаще всего малыши в этом возрасте легко находят общий язык с другими детьми, заводят новых друзей, быстро включаются в игру или придумывают собственную.

В детских коллективах выделяются лидеры. Малыши начинают конкурировать и соревноваться за авторитет в группе. Это важный этап для формирования образа собственного Я и умения занимать место в любой социальной среде.

Если ребёнок избегает контактов с детьми, постарайтесь понять причину. Если у вас возникает беспокойство по поводу развития социальных навыков, лучше получить консультацию у специалиста.

В 4-5 лет возможен достаточно большой разброс в развитии двигательных навыков. Одни дети в 4 года могут стоять на коньках и кататься на лыжах, а другие только начинают осваивать велосипед. Если ваш малыш не проявляет интереса к новым видам физической активности, переживать не стоит. Возможно, он к этому еще не готов. Делая выводы о прогрессе в развитии ребёнка, лучше исходить из ранее освоенных навыков, а не сравнивать с другими.

Обязательные двигательные навыки, которые ребёнок осваивает к 4-5 годам

  • Бегать с разной скоростью, меняя темп и направление.
  • Прыгать на одной и двух ногах, на месте, вперёд и в стороны.
  • Прыгать через небольшие препятствия.
  • Ходить по бордюру и по наклонной доске.
  • Ходить на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стопы.
  • Удерживать равновесие, стоя на одной ноге.
  • Прыгать с небольшой высоты.
  • Бросать мяч из разных положений (стоя, сидя, лёжа, из-за головы), в разном направлении (вверх, назад, в стороны, между ног).
  • Ловить мяч.
  • Лазать по вертикальной лестнице.
  • Ходить по лестнице чередующимся шагом.
  • Кататься на качелях.
  • Ездить на велосипеде и самокате.
  • Ориентироваться в пространстве.
  • Нанизывать предметы друг на друга: кольца на пирамидку, бусины на нитку.
  • Рисовать линии, простые геометрические фигуры, людей, простые картинки (облака, цветы, траву, домик, елочку), раскрашивать или заштриховывать изображение. 
  • Лепить из пластилина шарики и колбаски, а из них создавать простые фигуры людей и животных.
  • Складывать кубики, собирать простые конструкторы и пазлы.
  • Застёгивать простые застежки, пуговицы, кнопки, молнии и липучки.
  • Продевать шнурок в отверстия, завязывать узлы.
  • Вырезать детскими ножницами простые фигуры.
  • Ходить в туалет и владеть навыками самообслуживания: одеваться, мыть руки, умываться, чистить зубы.

Малыш очень любит бегать и прыгать, но его организм не приспособлен к длительным нагрузкам. Поэтому важно чередовать физическую активность и спокойные занятия. А также следить за правильной осанкой и положением тела малыша. Мышцы, кости и суставы ребёнка ещё не до конца сформированы и легко поддаются деформации и искривлению.    

Развитие ребенка 4-5 лет

Важно помнить, что дети никому ничего не должны. А их развитие очень индивидуально.

Общие показатели мышления и речи ребёнка 4-5 лет

  • Малыш способен концентрировать внимание в течение 15-20 минут.
  • Умеет строить предложения из 5-6 слов. К 5 годам речь ребёнка чёткая, практически без искажений.
  • Малышу нравится разговаривать со взрослыми и со сверстниками. Он с удовольствием делится своими впечатлениями, мыслями и идеями.
  • Умеет описывать предметы. Может составить рассказ по картинкам.
  • Говорит о событиях в прошлом, настоящем и будущем. 
  • Знает наизусть сказки, стишки и песенки. Может спеть любимую песенку, выразительно и с разными интонациями рассказать что-либо.
  • Отвечает на вопросы о прочитанном произведении. Может при помощи взрослого его пересказать.
  • Умеет считать от 0 до 10 и в обратном порядке. Показывает счёт на пальцах, пересчитывает предметы и знает написание цифр.
  • Знаком с понятиями: «один/много».
  • Умеет сравнивать предметы: больше, меньше, столько же.
  • Знает некоторые буквы алфавита и умеет их писать. 
  • Знаком с основными геометрическими фигурами и цветами.
  • Называет месторасположение объекта: справа, слева, между, выше, ниже и т.д.
  • Знаком с понятиями: «большой/маленький», «тяжёлый/лёгкий», «широкий/узкий», «высокий/низкий».
  • Сортирует предметы по цвету, типу, размеру, форме.
  • Складывает простые пазлы и конструкторы по образцу.
  • Обобщает предметы, находит лишнее в группе.
  • Отвечает на вопросы и участвует в диалоге.
  • Знает своё имя и фамилию, возраст, город и адрес.
  • Знает имена и фамилии родителей, кем они работают.
  • Знает домашних и диких животных, их детёнышей, где они живут и чем питаются.
  • Знает фрукты, овощи, ягоды.
  • Знаком с понятиями: утро, день, вечер, дни недели, времена года.
  • Имеет общее представление о разных странах и народах.
  • Знает правила поведения в общественных местах.

Поводы для беспокойства

Несмотря на индивидуальное развитие каждого малыша, лучше обратиться к специалистам если:

  • Ребёнок часто спотыкается и падает во время ходьбы или бега. 
  • Постоянно переспрашивает, не слышит шёпот или щурится.
  • Плохо удерживает в руках мелкие предметы, ему сложно нарисовать даже простую фигуру. 
  • Имеет трудности с самостоятельным приёмом пищи, надеванием одежды или использованием туалета.
  • У ребёнка есть ярко выраженные проблемы с поведением: чрезмерная агрессивность, постоянные конфликты с детьми.
  • Не проявляет интерес к другим детям, держится отстранённо и безучастно.
  • Часто выглядит испуганным, грустным, несчастным и расстроенным.
  • Не дает родителям уходить, плачет, оставшись один. 
  • Устраивает истерики по любому поводу.
  • Не выполняет просьбы, состоящие из 2-3 действий.
  • Речь ребёнка непонятна родителям и окружающим.
  • Не использует предложения длиннее трёх слов.
  • Неожиданно теряет навыки, освоенные ранее.

Как помочь развитию ребёнка

Для гармоничного роста и развития малышу в первую очередь нужны любящие и готовые его всегда поддержать родители. Относитесь к нему как к полноценной личности, а не как к несмышленому карапузу. Будьте ему лучшим другом. И обсуждайте всё, что его интересует и волнует.  

В этот период для ребёнка вы — абсолютный авторитет. Он искренне считает, что вы знаете всё. 

И ваша задача научить малыша ответственности за свои действия и правильному отношению к себе, к другим людям и к окружающему миру. Разрешайте ему, насколько это возможно, принимать самостоятельные решения. Давайте ему простор для новых открытий и экспериментов, соблюдая необходимую технику безопасности. Так ребёнок учится управлять своими действиями, у него формируется ощущение контроля над собственной жизнью.

Не игнорируйте даже самые странные вопросы малыша. Если не удовлетворять его познавательный интерес, ребёнок может замкнуться в себе. Если вы не знаете ответа, ничего страшного в этом нет. Можно предложить вместе поискать информацию в интернете или, например, в энциклопедии. Так вы покажете, что всё знать невозможно, но если есть желание — нужный ответ можно найти. Ребёнок будет ещё сильнее доверять вам.

Малыш уже способен делать выводы и умозаключения, имеет свое мнение. И, желая отстоять свою позицию, может капризничать и протестовать. С уважением отнеситесь к его позиции и постарайтесь спокойно обсудить ситуацию. 

Ребёнок может сильно переживать, когда его не замечают. Если вы заметили, что малыш расплакался просто так или разозлился, проанализируйте сказанные вами слова. Возможно, вы безобидной на первый взгляд фразой задели его чувства. Как мы уже говорили, в этот период маленький человек очень обидчив. Старайтесь не давать подобные оценочные суждения: «Ты плохой», «ты неуклюжий», «ты грубый» и т.д. Акцентируйте внимание на действиях и на способах их исправления, а не на самом ребёнке, на его личности. И как можно больше хвалите его! Переусердствовать с похвалой вряд ли удастся. А вот заложить здоровое самовосприятие и веру в себя — можно.

Сравнение с другими детьми

Если ваш малыш гораздо более развит, чем сверстники — это замечательно! Но всё же не стоит говорить ему: «ты умнее, чем Петя», «ты самый умный», «ты умнее всех» и т.д. Ребёнку с таким восприятием себя может быть довольно трудно общаться со сверстниками. Плюс ко всему, ему может быть в дальнейшем трудно в школе, если он окажется не самым способным в классе. Да и «быть самым умным» — тяжёлое бремя: нужно постоянно поддерживать такую репутацию. 

Если же ваш ребёнок, наоборот, отстаёт в развитии, ни в коем случае не говорите ему этого. Имеет смысл получить консультацию у специалиста и скорректировать проблемы как можно раньше. 

Если малыш медленнее других детей осваивает какие-то навыки, не сравнивайте его с другими. В противном случае у него может появиться не мотивация к развитию, а повод для неуверенности в себе. 

Что можно поручить ребёнку?

Малыш в 2-3 года способен убирать свои вещи и игрушки, если его этому научить.

В 4-5 лет он вполне может вешать одежду на вешалку, раскладывать вещи по полочкам, развешивать бельё на сушилке, убирать посуду после еды, наводить порядок в своей комнате, протирать пыль и т.д.

Готовьте простые блюда вместе с ребёнком. Это поможет ему заинтересоваться вкусной и здоровой пищей, а ещё выучить новые понятия и слова. Можно давать ему простые поручения, допустим, сделать салат, помочь с украшением блюда, помыть овощи, что-то перемешать и т.д.

Лучше уже сейчас приучать ребёнка к поддержанию порядка и чистоты. Вы можете приобщать малыша к домашним делам. Он способен сосредоточиться на одном занятии около 15 минут. Поэтому разумнее давать одно задание на один раз. И превращать это в радостное и увлекательное занятие. Малышу нравится принимать участие во взрослых делах и быть полезным в каком-то общем деле. Так он чувствует уважение и признание его как равноправного члена семьи.

Если малыш часто обманывает и берёт чужие вещи

Мы уже говорили, что в мышлении ребёнка много фантастического и сказочного, его восприятие мира не совсем реалистично. Это порой вызывает недоумение и растерянность у взрослых. 

Вот почему важно внимательно слушать малыша, чтобы понять, что стоит за его ложью:

  • Творческий полёт, ведь фантазировать так весело.
  • Стремление спрятаться от неприятного за выдумкой. 
  • Недостаточная ориентация во времени: малыш теряется между понятиями «вчера», «позавчера», «на той неделе», «в прошлом месяце» и т.д.
  • Предыдущий негативный опыт: его отругали, наказали, он расстроил родителей.
  • Желание что-то выдумать, чтобы доставить взрослым радость.

Даже когда вам не нравится, что ребёнок фантазирует и последствия этих фантазий, старайтесь сохранять спокойствие и попытаться выяснить причину такого поведения. А уже потом обсуждать ситуацию и вместе искать решение. Так вы сможете укрепить взаимное доверие и показать малышу, что он может говорить с вами обо всём. 

Если малыш постоянно спорит и не слушается

Спор с ребёнком, как, впрочем, и со взрослым оппонентом, даёт не самые эффективные результаты. Договориться можно через диалог, в котором стороны слушают, слышат друг друга и приходят к совместному решению.

Если ситуация не предполагает диалога, вы можете закончить разговор, не доводя его до спора. Вы, как родитель, старайтесь придерживаться своей точки зрения и не вовлекаться в спор. Просто озвучьте свою позицию и подкрепите её необходимыми аргументами. «Нельзя (так не будет, не получится и т.д.), потому что я так сказал» — не слишком удачный аргумент. Приведете более разумные и логичные доводы.   

Если же ребёнок злится, обижается, плачет и т.д., покажите, что вам понятны его чувства, лучше это проговорить. Но спокойствие и твердость позиции сохраняйте. 

Малыш пойдёт на диалог, когда уже имеет опыт конструктивного обсуждения. Он понимает, что его мнение и предложения выслушивают и принимают во внимание. Если же он знает, что с ним не считаются, спорить будет очень часто. А особенно если у него есть опыт, когда спор заканчивался в его пользу. 

Малышу важно понимать, что он тоже может сам принимать решение, соответствующее его возрасту и навыкам. А задача родителей — определить зоны ответственности маленького человека. 

Любимые занятия и игры

Ребёнку нужно много времени для игр. В игровом процессе он учится новому и познаёт мир. Игры также помогают осознавать и выражать свои эмоции и чувства. Некоторые малыши способны часами собирать конструктор, а другие постоянно в движении. Кто-то в восторге от лепки, рисования, игр с песком, ролевых игр с куклами и т.д.

Важная задача родителей — определить интересы малыша и помочь его развитию в выбранных направлениях. Так ребёнок учится понимать, что ему нравится, и достигать в этом результатов. Для будущей самореализации данный навык бесценен. Ведь множество взрослых людей не знают, что им нравится, в чём их сильные стороны и как найти свои интересы.  

Постарайтесь не перегружать ребёнка большим объёмом развивающих занятий и кружков. И, конечно, не стоит превращать их в уроки. Самое главное в развитии малыша — игра, интерес к процессу и удовольствие от него.

Физическое развитие

Чем больше ребёнок будет двигаться, тем более здоровым он растёт. Ежедневная физическая нагрузка обязательна для физического развития и крепкого иммунитета. Фундамент здоровья, который закладывается сейчас, также влияет на интеллектуальное, эмоциональное и психическое развитие малыша.

Развитие ребенка 4-5 лет

Двигательную активность лучше распределить в течение дня следующим образом:

1.    Утренняя зарядка с разминкой всех мышц.

2.    Дневная гимнастика. Можно использовать фитбол, заниматься на домашних спортивных комплексах или уличных площадках.  

3.    Игры на свежем воздухе. Ребёнку нужно гулять на улице около 3-х часов каждый день. Зимой длительность можно сократить до 30 минут, но увеличить физическую активность дома. Предлагайте малышу лазать по турникам, прыгать со скакалкой, играть с мячом, в салочки, догонялки, кататься на велосипеде, самокате, санках, лыжах. Подвижные игры со сверстниками помогут сделать занятия ещё веселее и интереснее, а также завести новых друзей. Предлагайте малышу присоединиться к другим детям, или позовите их в свою игру.

4.    Пешие прогулки. Тренируйте выносливость малыша, постепенно удлиняя маршрут. Прогулку можно совместить с познавательными занятиями и по дороге изучить растения, деревья, птиц и животных, рассказать ребёнку о каких-то интересных событиях и явлениях. 

5.    Занятия в спортивных секциях. Посещайте соревнования, чтобы познакомить ребёнка с многообразием видов спорта. Предложите попробовать себя в разных направлениях: плавание, футбол, танцы, гимнастика, восточные единоборства. Определите заинтересованность малыша и выберете наиболее подходящее направление. 

6.    После 20 минут развивающих занятий за столом, предлагайте ребёнку делать гимнастику для глаз и несколько упражнений для тела.

7.    Рассказывайте о здоровом образе жизни и о том, насколько важно поддерживать свою физическую форму. Детям упражнения доставляют радость. И они будут заниматься с ещё большим удовольствием, если знают, как это нужно. Расскажите, для чего нужна зарядка, чем полезно каждое упражнение, тренировка или подвижная игра.

Мелкая моторика 

Мелкую моторику развивают игры с небольшими предметами и занятия, в которых задействуются пальцы рук. Они способствуют развитию мышления, речи, памяти, а в дальнейшем и навыка письма.

Очень полезно рисовать (карандашами, фломастерами, кисточкой, губкой, мелками, песком), раскрашивать, писать печатные буквы, лепить, застёгивать и расстёгивать пуговички и разные замочки, завязывать и развязывать узелки, вырезать детскими ножницами фигуры, нанизывать бусины (на шнурок, ленточку или нитку), складывать пазлы, делать аппликации, собирать конструктор.  

Психическое развитие 

Особенности поведения предыдущего кризисного периода постепенно сходят на нет.

В основном дети в возрасте 4-5 лет ведут себя спокойно и уравновешенно, слушают родителей и принимают установленные взрослыми правила.
Однако малыши, вдохновлённые своими навыками, умениями и самостоятельностью, пробуют командовать взрослыми и диктовать свои условия. 
Сейчас вам нужно установить чёткие правила: что ребенку разрешено, а что — нет. Их лучше согласовать со всеми членами семьи. Не должно получиться так, например, что мама что-то разрешает ребёнку, а папа и бабушка — разрешают. 

Вы можете придумать наказания за нарушение правил (их тоже лучше обсудить на семейном совете.). Допустим, если ребёнок ведёт себя плохо, не разрешать смотреть мультфильм, не идти в кино, или оставить его без какого-то любимого занятия.

Реагируйте на нежелательное поведение малыша спокойно. Не стоит давить на него, обижаться, вызывать чувство стыда и вины или чем-то пугать. Будьте открыты к диалогу, объясняйте смысл запрета и альтернативные способы поведения. Дети, понимающие суть правил, намного реже стремятся их нарушить.  

Нервная система малыша еще недостаточно крепка. Ему важен режим дня и общение с родителями. Не обязательно проводить с ребёнком целый день, но нужно выделять минимум час на общение и обсуждение важных для малыша вопросов.  

Эмоциональное развитие 

В этот период дети учатся понимать свои и чужие эмоции. И выстраивать социальные взаимодействия. В своём поведении в социуме малыш копирует близких. Если в семье принято уважительное и бережное отношение друг к другу, ребёнок будет также относится к окружающим людям.  

Малыш учится выражать эмоции словами. Например, говорить, что он грустит, боится или испытывает радость. Пока он не отличает оттенки эмоций. И наиболее частая ошибка родителей — не обучать его пониманию ощущений и чувств. Это затрудняет развитие эмоционального интеллекта. А он очень важен для полноценной реализации во всех сферах жизни.

Как научить ребёнка выражать эмоции

Разрешите ему чувствовать

Чтобы научить малыша пониманию своих эмоций и корректному их выражению, очень важно создать безопасную обстановку, где ребёнок сможет проявлять свои чувства и не бояться ошибок, критики и осуждения. Поощряйте малыша, когда он говорит о том, что испытывает.

Признавайте важность эмоций

Научить ребёнка легче всего на собственном примере. Если вы сами выражаете эмоции, ребёнок это заметит и научится сам. 

Показывайте, что испытывать разнообразные эмоции и проявлять их — естественно и нормально. Проговаривайте словами то, что чувствуете сами.
Относитесь с искренним вниманием ко всем чувствам малыша, насколько бы незначительной не казалась вам причина их возникновения.

Развитие ребенка 4-5 лет

Создайте словарик эмоций для ребёнка

Сделайте подборку эмоций с названиями и красочными картинками. Загадывайте загадки, показывайте в ролях, придумывайте вместе увлекательные игры, помогающие знакомству со своими чувствами. 

Ищите вместе варианты выражения сильных чувств

Учите малыша управлять своим состоянием. Ребёнок 4-5 лет способен сдерживать эмоции в моменте: переключаться на какое-либо другое занятие, считать про себя, бегать, делать физические упражнения. 

Сдерживая истерику, ребёнок не избавляется от недовольства, страха, разочарования, а накапливает их внутри. Через некоторое время даже самый уравновешенный малыш может выйти из себя по пустяку. 

Показывайте маленькому человеку возможные варианты выхода накопившегося негатива. Расскажите о том, что не нужно копить эмоции в себе и как важно от них избавляться без вреда для себя и окружающих. К примеру, можно выражать ярость и гнев с помощью подушки, боксёрской груши или любых других доступных средств. Покажите малышу, как можно выражать свои переживания и волнения с помощью творчества. Объясните, что таких способов может быть множество. 

Помогайте ребёнку в сложных ситуациях

Отношения малыша со сверстниками не обходятся без конфликтов и ссор.

Можно на примере сказок и мультфильмов рассказывать, как лучше себя вести, как строить отношения с другими детьми, как правильно конфликтовать и признавать свои ошибки. Обсуждайте эмоции и переживания героев. Это помогает познакомиться с разными чувствами и возможными способами их выражения. 

А если у малыша произошел конфликт с другим ребёнком, и он не знает, как реагировать и общаться дальше, помогите ему разобраться и выбрать подходящее решение. 

Формируйте «Я-позицию»

Приучайте ребёнка говорить о своих эмоциях от первого лица: «Я расстроен», «мне это не понравилось», «я злюсь» и т.д. Так он не будет давать оценку действиям другого человека: «Ты поступил плохо», «ты меня раздражаешь» и т.п., но при этом научится обозначать свою реакцию на ситуацию.

Речевое развитие 

Для улучшения речи и развития мышления стоит как можно чаще:

  • Читать книги.
  • Пересказывать прочитанное.
  • Обсуждать истории, сказки, мультфильмы.
  • Составлять рассказы по картинкам или сочинять собственные истории.
  • Учить небольшие стихотворения и фрагменты из любимых произведений.
  • Разыгрывать сценки по мотивам любимых сказок, мультфильмов, рассказов или придуманному вместе с малышом сценарию.
  • Обсуждать события и повседневные дела, вовлекая ребёнка в активный диалог.
  • Делать артикуляционную гимнастику для лучшего выговаривания звуков.
  • Рассказывать стихотворения, пересказывать небольшие произведения и разыгрывать сценки с разной интонацией: весело, грустно, спокойно, громко, тихо и т.п. 

Умение говорить чётко, красиво и выразительно — сложный навык. Он формируется постепенно и благодаря практике. Чем больше вы будете заниматься с малышом, тем более правильной и разнообразной будет его речь.

Малыши в возрасте 4-5 лет интересуются чтением, с ними можно изучать алфавит. О том, как правильно это делать, мы рассказывали в отдельной статье. 

Также ребёнка можно знакомить с английским языком. Это зависит от уровня развития речи и его интереса. Вы можете предложить, но настаивать не стоит.

Познавательное развитие 

Продолжайте знакомить ребёнка с интересным и огромным миром. 

Можно проводить занятия на определённые темы, совмещая рассказ с изучением ярких картинок, книжек и познавательных видео для детей. Например: 

  • Домашние и дикие животные. Расскажите, где они живут, чем питаются, чем отличаются от других. Какую пользу приносят дикие животные в природе, а домашние — для человека. Какие бывают птицы, чем они питаются, где живут, какие бывают земноводные, насекомые и т.п. 
  • Деревья, кустарники, цветы. Чем они отличаются друг от друга, где растут, чем полезны для человека и природы, как их можно использовать.
  • Овощи, фрукты, ягоды. Где они растут, из чего состоят, что из них можно приготовить. 
  • Грибы. Где растут, какие бывают, в чем разница между съедобными и несъедобными грибами. 
  • Тело человека. Из чего он состоит. Как функционируют разные органы и системы.
  • Времена года, месяцы, дни недели, время суток. Почему они сменяют друг друга, чем отличаются. Чем можно заниматься летом, зимой и т.п.
  • Также будут полезны занятия на следующие темы: цвета и оттенки, одежда, обувь, мебель, бытовая техника, столовые приборы, посуда, профессии, транспорт, явления природы и т.п.  

Логика и мышление

Для развития логики и мышления полезно: 

  • Изучать сложные геометрические фигуры, находить сходства и отличия между новыми формами и уже знакомыми. 
  • Изучать цифры от 0 до 10, можно и дальше, если есть желание и интерес. О том, как правильно учить цифры мы рассказывали в отдельной статье.
  • Считать на пальцах, палочках, игрушках. Соотносить количество предметов с цифрами. Расставлять карточки с цифрами до 10 в прямом и обратном порядке.
  • Сравнивать количество предметов. 
  • Собирать пазлы. Но пока они должны состоять из 20 деталей и меньше. 
  • Искать ошибки на картинках, находить лишнее или называть исчезнувшее. 
  • Искать отличия и сходства на похожих рисунках. 
  • Собирать разные фигуры из конструктора по образцу или чертежу. 
  • Искать обобщающие слова для группы предметов.
  • Сравнивать предметы между собой по одному или нескольким признакам. 
  • Классифицировать предметы по одному или нескольким признакам.
  • Подбирать похожие и противоположные по смыслу слова.

Эстетическое развитие

Сейчас прекрасный возраст для развития творческих способностей ребёнка. 

Малыш может рисовать, лепить, делать аппликации, забавные и необычные поделки. Возможно, малыш проявляет особый интерес к танцам или игре на музыкальных инструментах.  

Развитие ребенка 4-5 лет

Слушайте классическую музыку, детские песни и композиции разнообразных жанров. Пытайтесь вместе понять, что чувствовал автор, создавая ту или иную мелодию. 

Учите малыша различать темп и ритм музыки. Осваивайте простые танцевальные движения и попробуйте выражать свои чувства в танце. Изучайте музыкальные инструменты, их названия и звучание. Пробуйте поиграть на них.

Можно знакомить ребёнка с различными видами искусства, посещать выставки, театральные постановки для юных зрителей, музеи. Знакомство с многообразием творчества обогащает внутренний мир ребёнка и побуждает создавать собственные маленькие шедевры. 

Если вы сами увлекаетесь каким-либо творчеством, можно предложить малышу присоединиться к вам и показать ему какие-то несложные действия. 

Программа упражнений на неделю 

Развитие малыша 4-5 лет — многогранный и увлекательный процесс. Порой сложно удержать в памяти все занятия и упражнения. Лучше создать свой индивидуальный план развития

Для этого составьте список всех важных навыков. К каждому подберите занятия, опираясь на интересы, предпочтения и особенности вашего малыша. Стоит учитывать, что выбранное вами занятие ребёнка может не заинтересовать. Тогда попробуйте предложить альтернативу, развивающую этот же навык, или переходите к следующему пункту.

Ориентируйтесь в первую очередь на знания малыша, к слишком лёгким или, наоборот, сложным заданиям он быстро потеряет интерес. Старайтесь двигаться дальше только после освоения предыдущего материала. Чередуйте умственные и физические нагрузки. 

Не перегружайте малыша и не пытайтесь превратить занятия в уроки. Любознательность и интерес к игре — вот главный двигатель познания для вашего ребёнка!

 

На пятом году жизни у малыша уже видны уникальные черты характера, особенности, способности и интересы. Он фантазирует, придумывает собственные игры, экспериментирует, засыпает родителей вопросами и совершает новые открытия.

Для развития мышления, воображения и творческих способностей, расширения кругозора и обучения социальному взаимодействию ребёнку нужны разнообразные развивающие занятия. Мы создаем развивающие игры для правильного и гармоничного роста вашего малыша.

Анна Луценко,
для Издательства LizaLand