Малыш находится на пороге серьезных изменений в его жизни. Скоро он пойдет в школу. Чтобы адаптация к новым условиям прошла легко, важно обеспечить всестороннее развитие юной личности.
Содержание:
- Развитие ребенка от 6 до 7 лет
- Какие навыки и умения желательно сформировать до школы?
- Разница в развитии мальчиков и девочек
- Признаки задержки развития
- Кризис 7 лет
- Как проявляется кризис 7 лет?
- Как помочь ребенку легче справиться с новым жизненным этапом?
Развитие ребенка от 6 до 7 лет
Малыш находится на пороге серьезных изменений в его жизни. Скоро он пойдет в школу. Чтобы адаптация к новым условиям прошла легко, важно обеспечить всестороннее развитие юной личности.
Какие навыки и умения желательно сформировать до школы?
Физическое развитие
У малыша активно развиваются мускулатура, сердечная и дыхательная система, он уверенно владеет своим телом.
Ребенок 6-7 лет:
- быстро бегает, высоко прыгает, делает сложные движения (кувыркается, ходит по узкой доске, попадает мячом в цель с разного расстояния);
- умеет чередовать быстрый, средний и медленный темп бега;
- лазает по шведской стенке, взбирается по веревочной лестнице, висит на турнике;
- приседает с прямой спиной;
- бросает предметы одной рукой;
- быстро поднимается по лестнице;
- перепрыгивает через препятствия;
- стоит и прыгает на одной ноге;
- … и многое другое.
Для малыша обязательны занятия спортом и подвижные игры на свежем воздухе. Хорошо приучить его к утренней зарядке. Также очень полезно научить его плавать и кататься на двухколесном велосипеде и самокате.
Бытовые навыки
Малыш самостоятельно чистит зубы, принимает душ, одевается, обувается, застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, убирает постель, игрушки, поддерживает порядок в своей комнате. Он соблюдает ежедневные ритуалы, то есть определенную последовательность действий, например, когда собирается в детский сад, на прогулку или готовится ко сну. Ребенку можно (и даже нужно!) доверять несложную домашнюю работу, например: подмести, помыть полы, вытереть пыль, убрать со стола, полить цветы, покормить домашних животных, помочь в приготовлении простых блюд.
Знания об окружающем мире
Малыш уже имеет достаточно обширные представления об окружающем его мире. Он знает:
- свое ФИО, возраст и дату рождения, ФИО и возраст родителей, профессии родителей, адрес, город, страну проживания;
- времена года, месяцы, дни недели и их характеристики;
- цвета и их оттенки;
- птиц, животных, рыб, насекомых, где они обитают и чем питаются;
- деревья, кустарники, цветы;
- посуду, мебель, электроприборы, транспорт и т.д.;
- правила поведения на улице и в общественных местах;
- правила безопасности;
- материалы, из которых сделаны предметы;
- свойства предметов, жидкостей и веществ.
Большую часть знаний ребенок черпает из книг, мультиков и обучающих видео, поэтому лучше позаботиться о расширении его кругозора с помощью качественных и полезных материалов. Сейчас малышу очень интересно изучать свойства различных веществ и проводить простые, но увлекательные опыты. А особенно весело это делать вместе с вами. Ищите познавательные развивающие занятия для своего маленького исследователя. Поверьте, они подарят удовольствие и множество приятных эмоций не только ему.
Развитие личности
К 7-ми годам происходит быстрый скачок в умственном развитии ребенка. Он уже способен объяснить, что хочет и что его беспокоит без излишней эмоциональности.
Ребенок определяет себя как личность, у него формируется самосознание. Он может ответить на вопросы: какой он, каким хочет стать, какими качествами хочет обладать. У малыша есть свое понимание об устройстве окружающего мира и о своем месте в нем.
Он также обладает собственным мнением, которое может и готов обосновать.
В этот период у ребенка формируются морально-этические принципы. Он понимает, как себя нужно вести, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
В совместных играх дети распределяют роли, устанавливают правила, придерживаются их и требуют соблюдения правил всеми участниками. Ваш малыш учится планировать свою деятельность и реализацию своих желаний. Развивается волевая регуляция поведения. Сначала ребенок понимает — «я хочу», потом — «как я это сделаю», а затем действует для получения нужного результата.
К тому же в этот период малыш ведет себя уже не так наивно и непосредственно, как раньше. Теперь он может сознательно управлять чувствами, действиями и оказывать влияние на ситуацию.
Самооценка у ребенка достаточно стабильная, со склонностью к завышению. Но она сильно зависит от внешней оценки окружающих, так как ребенок пока не может относится к себе объективно. Его образ себя складывается из мнений и оценок взрослых людей и других детей.
Психические процессы ребенка усложняются и становятся более похожими на взрослые. Малыш чувствует себя самостоятельной личностью. У него есть чувство ответственности и ему можно поручить несложное дело.
Ребенок уже не нуждается в постоянном внимании родителей. Он долго играет, занимается чем-то в одиночестве или вместе с другими детьми.
Мышление ребенка
У малыша преобладает образное мышление, он может нестандартно, оригинально подходить к решению задач и придумывать что-то новое. Вот почему дети в этом возрасте создают интересные и необычные рисунки, композиции, поделки, замысловатые модели из конструктора и т.д. Очень важно поддерживать малыша в его творчестве и учить действовать не только по готовому образцу. Развивайте его фантазию!
Одновременно у ребенка быстро развивается логика. Детям в этот период нравится играть в интеллектуальные игры и решать занимательные задачки.
Шестилетний малыш:
- делает разумные выводы и умозаключения;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- сравнивает, обобщает и классифицирует предметы по различным параметрам;
- находит сходства и различия у предметов;
- подбирает общее слово, описывающее группу предметов и явлений;
- находит лишний предмет в группе, дополняет ряд предметов;
- составляет рассказы по картинкам;
- придумывает продолжение к истории, рассказу или фильму;
- разгадывает ребусы и загадки, решает головоломки;
- в беседах использует информацию из книг, мультиков, познавательных видео;
- запоминает и пересказывает рассказы, сказки, мультики и фильмы;
- запоминает 9-10 слов из 10 после нескольких повторений;
- способен к долгому монологу;
- уверенно считает от 0 до 10 и в обратном порядке;
- умеет писать цифры до 10;
- знает цифры до 20, а иногда и до 100;
- складывает и вычитает цифры до 10;
- знает понятия «больше», «меньше» и «равно»;
- знает и умеет рисовать простые геометрические фигуры.
Память и внимание
Шестилетний малыш уже может заниматься, не отвлекаясь, в течение 30 минут. Раньше его память была непроизвольной. Сейчас активно развивается произвольная память, ребенок не просто запоминает, а устанавливает взаимосвязи между информацией, людьми, событиями и явлениями. Память его работает почти также как у взрослого.
Малыш запоминает длинные стихи, песни, сказки и рассказы и может пересказать большие тексты. Но ему еще сложно запомнить то, что не интересно. Чем больше эмоционального отклика вызывает информация, тем легче она запоминается.
Дети лучше усваивают новую информацию в виде опытов, фильмов и ярких презентаций. Воспользуйтесь ими, чтобы объяснить какой-то сложный вопрос или задачу.
Если малышу неинтересно, или занятие будет монотонным, он быстро потеряет концентрацию. Важно заинтересовывать будущего школьника, но всегда помнить о перерывах, во избежание перегрузки.
Развитие речи
Речь малыша практически сформирована и очень похожа на взрослую. Он говорит сложными предложениями и может поддержать беседу на самые разные темы. В словарном запасе ребенка более 3 тысяч слов.
Шестилетний малыш:
- грамотно выстраивает предложения, согласовывает части речи;
- выговаривает все буквы и звуки, не имеет сложностей в произношении;
- использует все части речи;
- подбирает похожие и противоположные по смыслу слова;
- передает эмоции, используя силу голоса, темп речи, интонацию;
- дает развернутые ответы на вопросы и аргументирует их;
- рассказывает о явлениях и событиях;
- составляет рассказы с развивающимся сюжетом;
- пересказывает и драматизирует рассказы, сказки, истории, фильмы и т.д.;
- декламирует наизусть стихи;
- рассказывает скороговорки;
- понимает шутки и анекдоты, подходящие по возрасту.
В этом возрасте малыш много говорит, ему лучше удается диалог, чем монолог. Если при рассказе ребенок путается или сбивается, помогите ему уточняющими вопросами.
Развитию речи способствуют простые игры, в них можно играть где угодно: дома, на прогулке, в машине и т.д. Просите ребенка описывать, что он видит, что делают окружающие люди, как выглядит окружающее пространство. Сочиняйте вместе истории и рассказы, по очереди придумывая предложения или часть сюжета. Больше беседуйте с малышом обо всех событиях, планах, обсуждайте книги, мультики и фильмы, делитесь с ним тем, что знаете сами.
Если у ребенка есть затруднения в произношении, лучше обратиться к логопеду и провести необходимую коррекцию до школы.
Мелкая моторика
В дошкольный период очень важно развивать мелкие мышцы рук. Это необходимо для дальнейшей учебы, чтобы подготовить их к будущей нагрузке.
Малыш 6-7- лет:
- правильно держит ручку, карандаш, фломастер;
- соединяет точки ровными линиями;
- проводит прямые и волнистые линии без отрыва руки;
- рисует по клеточкам;
- рисует линии разной толщины;
- рисует, не разворачивая лист бумаги;
- создает разнообразные рисунки;
- детально изображает человека с правильными пропорциями;
- аккуратно вырезает ножницами;
- лепит из глины и пластилина композиции с мелкими деталями;
- в лепке правильно передает форму, размеры и пропорции предметов;
- лепит композиции из нескольких фигур;
- вдевает нитку в иголку.
Социальные навыки
В период 6-7 лет у малыша должны быть сформированы важные жизненные навыки: работа в команде, умение помогать, договариваться, отстаивать свои границы, управлять эмоциями. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно среди незнакомых людей, как взрослых, так и других детей.
У малыша должен быть широкий круг общения, состоящий из сверстников. Хорошо, если ребенок много времени проводит в общении и играх с другими детьми. Также важен навык знакомства с новыми людьми. Социальная адаптация поможет построить отношения с одноклассниками и завести друзей. Сейчас нужно поддержать малыша и помочь ему научиться правильно и корректно общаться.
Разница в развитии мальчиков и девочек
Дошкольники хорошо понимают различия в женском и мужском поведении. Девочки стараются подражать матери, мальчики копируют отца.
В играх девочек и мальчиков также появляются различия. Мальчикам сложнее концентрироваться и соблюдать дисциплину в силу своей подвижности активности. Мальчики предпочитают более динамичные занятия — бегать, лазать по деревьям, играть с машинками и пр. Девочкам же по душе спокойное времяпрепровождение с игрушками — «дочки-матери», «школа», «магазин» и т.д.
У мальчиков лучше развита логика и пространственное восприятие, они лучше решают задачи с геометрическими фигурами.
Девочки преуспевают в чтении, письме и устных рассказах, речь их более эмоциональна и сложна. Словарный запас мальчиков обычно меньше, им бывает сложнее выразить какую-то мысль.
Признаки задержки развития
Стоит обратиться за консультацией к специалисту, если ребенок:
- не может сосредоточиться на занятии в течении хотя бы 15-20 минут;
- не запоминает информацию и обучающие материалы;
- плохо идет на контакт со взрослыми и детьми;
- имеет сложности в коммуникациях со сверстниками;
- не способен управлять своим поведением и эмоциями;
- имеет трудности с произношением, плохую дикцию;
- ему сложно строить предложения, выражать свои мысли;
- у него маленький словарный запас;
- ему трудно составить даже небольшой устный рассказ.
Помните, что несвоевременная реакция на проблему может быть причиной недостаточной успеваемости в школе, отсутствия интереса к обучению, трудностей в общении с одноклассниками. Что приведет к развитию разнообразных психологических комплексов. Чрезмерно волноваться не стоит, но важно принять соответствующие меры.
Кризис 7 лет
В возрасте 7 лет малышу хочется быстрее повзрослеть. Он ищет себя, старается произвести впечатление на сверстников, занять свое место в коллективе, получить признание и уважение. У ребенка может меняться характер и поведение, некоторые дети становятся агрессивными, другие наоборот — застенчивыми. От 3-х летнего кризиса этот переходный период отличается тем, что малыш хочет не просто самостоятельности, а равной позиции со взрослыми. Но поскольку он ещё всё-таки ребенок, родители взаимодействуют с ним, как с маленьким. Что провоцирует конфликты, недопонимание и частые смены настроения «маленького взрослого».
Как проявляется кризис 7 лет?
- Негативные реакции. Ребенок отказывается выполнять просьбы родителей, насколько бы разумными и привычными они не были. Наставления, споры, наказания и уговоры к результату обычно не приводят.
- Чрезмерная самостоятельность. Малыш хочет делать все сам, без участия взрослых.
- Проявление упрямства. Ребенок настаивает на своем из спортивного интереса, а не потому что сильно чего-то хочет. Таким образом он подтверждает свою значимость.
- Своеволие. Малыш отказывается соблюдать принятые в семье правила и нормы.
- Протестное поведение. Частые конфликты с родителями, как правило из-за пустяков.
- Эгоцентризм. Ребенок пытается подчинить окружающих своим желаниям, поменять жизнь семьи.
- Подражание взрослым. Малыш копирует взрослых во всем, может просить купить ему соответствующую одежду, аксессуары, гаджеты и т.д.
Как помочь ребенку легче справиться с новым жизненным этапом?
Каждый кризис — это закономерный и, самое главное, временный процесс. Он требует перестройки не только для ребенка, но и для родителей.
Малышу сейчас непросто, ему нужны ваша поддержка, понимание и принятие. Не стоит ругать и стыдить его за неправильное поведение. Попробуйте больше разговаривать и обсуждать его действия и ваши взаимоотношения. Так малышу будет легче понять себя и избежать охлаждения в общении с вами.
1. Общайтесь с ребенком на равных
Задавайте вопросы, внимательно выслушивайте и давайте необходимую поддержку. Приказной и авторитарный стиль общения желаемого результата не даст. Постарайтесь убедить малыша в своей правоте, а не просто заставляйте сделать то, что хотите вы.
Если он грустит или боится — поддержите, помогите понять эмоции и справиться с ними. Уделяйте больше времени сыну или дочери, разговаривая обо всем. Искренне, проявляя заинтересованность. Поверьте, любовь и доброжелательные отношения в семье творят чудеса.
2. Обратите внимание на режим дня
В теле, мозге и психике «взрослого малыша» происходят серьезные изменения. И насколько бы ни казалась простой рекомендация о режиме дня, она зачастую помогает решить множество проблем и справиться с кризисом.
Ребенку нужен полноценный сон, около 10 часов в сутки. Некоторые дети еще нуждаются в дневном сне для восстановления сил.
Также важно обратить внимание на сбалансированность питания. У ребенка должно быть достаточно времени на активные игры, спорт, любимые занятия и общение с друзьями.
Лучше составить оптимальный режим дня, напоминающий распорядок дня школьника. Так малыш сможет заранее к нему привыкнуть.
3. Разумно регулируйте нагрузку
Постарайтесь реально оценивать возможности вашего ребенка и его индивидуальные особенности. Если малыш быстро утомляется, не нужно его перегружать развивающими занятиями, множеством секций и разных активностей. Готовьте его к школе постепенно, учитывая его собственный ритм и скорость.
Сбалансируйте физическое развитие, делайте вместе зарядку, устраивайте семейные состязания. Придумывайте игры вместе с малышом, рисуйте, лепите, наслаждайтесь обществом друг друга.
4. Старайтесь быть максимально объективными
Попробуйте объективно оценивать действия ребенка, хвалить за успехи и даже за самые маленькие победы, рассказывать о последствиях его поступков. Вместе ищите решение в сложных ситуациях и способы исправить сделанную ошибку. Учитесь избегать критики и договариваться без повышения голоса. Нельзя наказывать, унижать и применять физическое насилие. Такой подход важен для сохранения и укрепления самооценки малыша, что положительно скажется на учебной деятельности и дальнейшей жизни в целом.
5. Развивайте социальные навыки
Общение со сверстниками ребенку нужно практически также как физическая нагрузка, сон, пища и игра. Взаимодействие с другими деться в детском саду, на секциях, на детских площадках помогают получить важную информацию и освоить навыки для полноценного развития.
Постарайтесь обеспечить ребенка необходимым и разнообразным общением. Отсутствие социальных контактов негативно отразится на личности, характере и психике.
Не критикуйте друзей и круг общения ребенка. Обращайте внимание на настроение и эмоциональное состояние малыша.
Спрашивайте не только о том, чем он занимался и во что играл, но и о том, понравилось ли ему, что он при этом чувствовал.
Любые конфликты, недопонимания и сложности в общении со сверстниками старайтесь вовремя увидеть и вместе разобрать.
6. Вы — лучший пример
Ребенок способен к анализу и ваших слов ему будет недостаточно для обучения правильному поведению. К тому же малыш, словно в зеркале, копирует ваше поведение. Сейчас ему очень важен положительный пример родителей и других окружающих взрослых.
7. Вся жизнь — игра
Даже для вашего уже «взрослого малыша» игра — это самый понятный и простой язык. Проводите время за спокойными играми в свободной форме. Так вы сможете вовремя диагностировать состояние ребенка. В игре он покажет все, что его волнует и вызывает затруднения. Во время игры можно сразу «проигрывать» проблемные ситуации, искать решения и пути выхода из них.
Семилетний ребенок — во многом сложившаяся личность. Для дальнейшего развития интеллекта, творческих способностей, знаний о мире, навыков общения, а также для понимания своей уникальности, склонностей и интересов, будущему школьнику нужны разнообразные занятия. Мы создаем развивающие игры для правильного и гармоничного роста вашего «взрослого малыша».
Анна Луценко,
для Издательства LizaLand