Развитие малыша от 1года до 2-х лет

Нервная и эмоционально-психическая системы ребенка активно развиваются. Он учится восприятию, анализу и обработке информации.

Содержание:

    Каковы успехи вашего ребёнка ко второму году жизни?

    Малыш умеет:

    • Говорить несколько слов и очень выразительно лепетать с разными интонациями.
    • Демонстрировать недовольство на взрослое «нельзя» или резкий тон в голосе.
    • Выполнять простые просьбы.
    • Находить нужные предметы и игрушки.
    • Ходить, лазать по лесенкам с поддержкой, перешагивать через маленькие препятствия.
    • Играть в несложные игры и развлекать себя самостоятельно.
    • Бросать и ловить мячик.
    • Подражать движениям взрослых.
    • Показывать на части тела.
    • По-разному вести себя с разными людьми: с мамой, папой, бабушкой или незнакомцами.
    • Кушать твердую пищу. Как правило, у ребёнка есть 4 зубика на верхней челюсти и 4 — на нижней. Но может быть большее или меньшее количество зубов.
    • У малыша есть любимые игрушки и книжки, проявляются индивидуальные интересы, есть занятия и блюда, которые ему нравятся, и которые он не любит. 

    Что ждёт маленького человека в следующий год?

    Нервная и эмоционально-психическая системы рёбенка активно развиваются. Он учится восприятию, анализу и обработке информации. Сейчас закладывается фундамент, который в дальнейшем поможет усваивать большие объёмы знаний, строить взаимодействие с окружающими и правильно относиться к себе.

    Малыш ещё не может управлять своими эмоциями: злостью, радостью, грустью или обидой. И не понимает, как их корректно выражать. 

    Ребёнок плачет, капризничает, кричит, когда испытывает дискомфорт или боль, когда ему страшно или он хочет позвать маму, голоден или нуждается в удовлетворении любой потребности. Порой родители просят его: «Прекрати плакать!», «Ты всем мешаешь», «Тише» и т.д. 

    Задача родителей — не запрещать ребёнку проявлять эмоции и чувства, а научить распознавать, понимать и управлять ими. Внимание к эмоциям малыша развивает его эмоциональный интеллект, что поможет ему в будущем быть успешным в отношениях с людьми и в жизни. 

    Важно, чтобы ребёнок не находился долго в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Нужно соблюдать режим дня, минимизировать шумные мероприятия.

    Ребёнок в этот период эгоистичен. Он не может думать ни о ком, кроме себя. Не имеет смысла стыдить его, взывать к совести или к сочувствию. 

    Малыш спокойнее воспринимает незнакомцев и общается с ними. Зато у него могут появиться новые страхи: кто-то боится собак, кто-то резких и необычных звуков, а кого-то с опаской относится к работающему пылесосу. 

    У вашего ребёнка пока ещё не развито воображение, в основном он копирует действия окружающих. Чтобы научить его желаемому поведению, показывайте на своем примере

    Малыш ещё не умеет понимать свои желания, он хочет всё и сразу. И это порой ставит взрослого в тупик. Поэтому лучше предлагать малышу минимум вариантов на выбор. Он не хочет играть с кубиками? Уберите их, а уже потом предложите мячик и т.д.

    Кроме того, умение играть — это не что иное, как навык. Обучайте ему малыша. В дальнейшем это поможет ему быть более гармоничной личностью, умеющей радоваться жизни и проявлять творческие способности. Взрослому также будет полезно научиться играть. Так можно стать ближе к своему внутреннему ребёнку, порадовать его и восполнить то, что ему не хватало. Ведь все мы когда-то были детьми, верно? 

    ____________________

    Вашему ребёнку очень нравится похвала и реакция на его маленькие победы. Хвалите его и не бойтесь переусердствовать! 
    ____________________

     

    Кризис 1 года

    Учёные и специалисты-практики определяют годовалый возраст как кризисный период для ребёнка. Он вырастает из младенчества и подходит к этапу раннего детства.

    Что может вас ждать?

    • частые смены настроения и повышенная «вредность»;
    • настойчивые требования, капризы;
    • проявления упрямства и непослушания; 
    • повышенная обидчивость;
    • отказ выполнять просьбы взрослых;
    • неуправляемое поведение и агрессивность.

    Почему так происходит?

    Сейчас малыш отделяется от мамы. И если раньше он воспринимал себя и маму как единую структуру, то теперь он постепенно ощущает себя отдельной личностью и противопоставляет себя окружающим. 

    И в то же время его речь носит «автономный» характер. В свои слова, отличающиеся от привычных нам по произношению, кроха вкладывает особенное значение, а порой и ряд смыслов. Мышление ребёнка ещё не сформировалось. Взрослые с лёгкостью могут с помощью слов описать мысли, чувства или переживания, а ребёнок описывает то, что видит сейчас. Малыш не способен сказать о предметах, которых нет, также он пока не умеет делать логические выводы

    Но речь взрослых он понимает.  И может действовать, основываясь не только на том, что произошло сейчас, но и на воспоминаниях. 

    Ребёнок даже может совершить на время «откат» в уже освоенных навыках. Как пример, ваш малыш уже умеет ходить, но потом вдруг снова стал ползать. Так бывает, если навык ходьбы ещё не закрепился, а акцент в развитии переместился на другое умение. 

    У малыша появляются свои, не зависящие от близких, желания. И потребность всё исследовать самостоятельно: пощупать, лизнуть, откусить, открыть и т.д. А запреты только приводят к вспышкам гнева. Плюс ко всему, возможности малыша могут быть далеки от желаний. Ему хочется что-то сделать самому, но пока не получается. 

    Ребёнок хочет достать интересную коробочку, которая стоит далеко, но у него не выходит. Он хочет выразить какое-то своё желание, но слов не хватает. Это также провоцирует всплеск эмоций и недовольство.

    Кризисный этап может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Как правило, он завершается с окончанием периода «автономной речи». 

    ____________________

    Совет взрослым: запаситесь терпением! Всё в порядке! Этот переходный период может пройти гладко, от вас потребуется много внимания, заботы, любви и разнообразные развивающие занятия. Малышу нужно много новых знаний и впечатлений. Постарайтесь относиться к данному этапу, как к своего рода квесту или игре.
    ____________________

    Часто родители не знают, как себя вести с неуправляемым и капризничающим малышом.

    Что делать не рекомендуется:

    • Испытывать чувство вины за негативные эмоции ребёнка. 
    • Ругать малыша или наказывать, он все равно не поймет, за что вы его наказали.  
    • Прислушиваться к мнению посторонних о том, что вы чрезмерно баловали ребёнка ранее, а теперь получаете такой результат.
    • Ругать за поломанные игрушки, предметы, расписанные стены и мебель, и т.д. Спокойно объясните, почему так делать нельзя, когда ребёнок успокоится.
    • Часто говорить слово «нельзя». Используйте его только в оправданных ситуациях. А в условиях риска лучше говорить «опасно».
    • Ограничивать самостоятельность малыша. 
    • Реагировать на все капризы и исполнять все желания. Попробуйте переключить внимание ребёнка на что-то другое или мирно договориться.
    • Проявлять чрезмерную авторитарность. Помните, вы всегда должны быть на стороне своего малыша! 
      Не обращать внимание на ребёнка.  

    Чем можно помочь малышу и себе:

    ●    Придерживайтесь привычного распорядка дня.

    ●    Создайте в своём доме интересное пространство для развития. Разрешайте малышу его исследовать и пробовать новое: открыть, включить, нажать и т.п. Покажите, для чего нужны разные предметы (кран, лампа, ящик и др.) и как ими пользоваться.

    ●    Приобщайте маленького помощника к домашним делам. Занимаетесь уборкой, дайте ребёнку красивую тряпочку и обозначьте свой «участок работ». Также малыш может помочь вам вымыть овощи или разложить бельё, и т.д.

    ●    Давайте простые поручения, малыш будет чувствовать ответственность и самостоятельность.

    ●    Обсудите и согласуйте свою стратегию воспитания с другими членами семьи, во избежание противоречий и «двойных стандартов».

    ●    Чтобы не провоцировать конфликт, лучше спрятать то, что ребёнку трогать не надо.

    ●    Позаботьтесь о личном пространстве малыша, где будет главным только он: своя полочка, ящик с игрушками, отдельный уголок и т.д.

    ●    Пытайтесь понять просьбу маленького человека, и уточняйте: «Ты хочешь потрогать …», «Ты хочешь достать …», «Ты хочешь посмотреть …» и т.д.  В случае, если действие опасно, объясните, ребёнку, почему. Например: «Ты хочешь потрогать кухонный нож? Этого делать нельзя — он очень острый и ты порежешь пальчик» и т.п. Важно не допускать неразрешённых ситуаций.

    ●    Постарайтесь справиться с опасениями, что ребёнок обязательно травмируется, ударится или получит ожог. Он знакомится с окружающим миром. И через некоторые неприятности крохе всё равно придётся пройти. Это опыт! Относитесь к этому спокойно и философски, насколько это возможно. 

    ●    Показывайте ребёнку, что вы уважаете его личность. Дайте ему понять, что любите его такого, какой он есть. Сейчас вы закладываете основы его уверенности в себе. 

    ●    Когда вы оставляете малыша, уходите по делам, рассказывайте ему о своих планах и действиях, объясняйте, что вы скоро вернётесь. А на время вашего отсутствия, заинтересуйте каким-либо занятием.

    ●    Если ребёнок отказывается что-либо делать, избегайте насилия. Допустим, он не хочет кушать какую-нибудь еду. Попробуйте предложить ему поесть в компании любимых игрушек. Проявите творческий подход к решению задачи.

    ●    Если малыш просит вашего внимания, не отказывайте ему. А если возможности нет совсем, объясните, чем вы сейчас заняты и когда сможете с ним поиграть. А пока предложите крохе какое-то интересное дело.

    ●    Постарайтесь выстраивать как можно более конструктивное общение с ребёнком. Этот своеобразный тренинг вашего терпения и мудрости поможет правильному развитию малыша.   

    Малыш от 1 года до 1 года и 3-х месяцев

    Это период приобретения важнейших двигательных, речевых и интеллектуальных навыков. 

    Развитие ребенка 1-2 года

    Позаботьтесь о безопасности пространства. Для нас ходить в вертикальном положении естественно, а вот для малыша освоение координации движений и равновесия — целая наука. Он исследует все неровности и интересные места, часто теряет равновесие и падает. Не стоит волноваться и ограничивать ребёнку простор для исследования. Падения — это тоже часть обучения, которая делает малыша ещё упорнее на пути к достижению своих маленьких, но важных целей. 

    Малыш в этот период импульсивен, у него меняется настроение. Он говорит около 10 слов. Понимает много, но сказать не может. 

    Не расстраивайтесь, что карапуз ломает и рвёт все, до чего может дотянуться. Это означает, что его развитие идёт по плану. Малыш хочет быть похожим на взрослых и обязательно взять то, что есть у вас в руках. А ещё ему очень хочется всё узнать и изведать. Например, что будет, если бросить книжку на пол? А если потянуть за полотенце или верёвочку? Резко дёрнуть? Всё это невероятно интересно! Так совершенствуются сенсорные и логические умения маленького человека. Обратите внимание на игрушки, части которых можно соединять и разъединять, они заинтересуют малыша.  

    Малыш от 1 года и 3-х месяцев до полутора лет

    Малыш умеет управляться с чашкой и ложкой. Он может есть с помощью взрослого, а с густой кашей справится самостоятельно. Ребёнок спускается и поднимается по детской горке, играет в мяч. Осваивает науку гигиены, пробует умываться сам, сообщает, если хочет в туалет, а когда одежда испачкалась или намокла — даёт об этом знать родителям. 

    Маленький человек произносит отдельные слоги и старается копировать взрослую речь, называет отдельные предметы. К полутора годам в его лексиконе уже около 30 и более слов. Сейчас лучше говорить с ребёнком медленно, чётко и короткими фразами. Делать паузы, чтобы малыш успел понять и воспринять сказанное.

    Развитие ребенка 1-2 года

    Ребёнок проявляет интерес к простым играм с другими детьми, может на прогулке протянуть игрушку сверстнику и что-то рассказать на своём малышовом языке. Умеет играть в несложные игры: сложить пирамидку, уложить куклу спать, покормить мишку с ложечки и т.д.

    Узнаёт маму, папу и близких на фотографиях и с интересом рассматривает их. Различает предметы по форме и размеру.

    Эмоциональное состояние ребёнка стабилизировалось, но внимания ему нужно много. Если у вас есть старшие дети, малыш будет ревновать.

    К полутора годам активно развивается кора головного мозга, ответственная за интеллект. Игры малыша становятся более разнообразными, ему интересны любые новые действия, которые можно попробовать. Учите ребёнка играть и играйте вместе с ним.

    Но маленький человек продолжает «проверять родителей на прочность», как бы спрашивая себя: «А что будет, если я нарушу запрет?». Опасные ситуации лучше предугадать заранее и постараться избежать. Если речь идёт о безобидной шалости, например, когда малышу интересно зайти в лужу, можно предложить игру — половить «рыбку» веточкой и т.п. 

    Учитесь выражать свое недовольство, если ребёнок не слушается и делает то, чего нельзя. Наказания лучше не применять, а запреты не должны занимать более ⅓ ваших реакций. Иначе они не будут восприниматься ребёнком серьёзно.

    Важно, чтобы все члены семьи придерживались одной и той же договоренности, касательно воспитания ребёнка — что ему разрешать, а что нет.

    Малыш от полутора лет до 1 года и 9-ти месяцев

    Ребёнок интересуется понятием «высота» и старается забраться повыше на детских горках и площадках, может ходить по доске и в целом любит активные игры. Малыш самостоятельно кушает и делает это довольно аккуратно. Ему нравится самому надевать шапку и ботинки. Также его привлекает новая одежда. Ребёнок рад выглядеть красиво и сообщает, если ему неудобно или не нравится его гардероб. 

    Малыш сообщает, когда хочет в туалет. Он дольше играет с любимыми игрушками. Может убрать игрушки, если взрослый попросит его об этом. 

    В этот период идёт активное познавательное и речевое развитие. Ребёнку очень важна оценка близких. Малыш ожидает реакции мамы на все его действия. Так он учится понимать взаимосвязь между событиями, поступками и результатами.

    Малыш уже не боится незнакомых людей, мест и предметов. Но готов их исследовать, когда чувствует, что мама рядом и всегда готова помочь и защитить.

    Нарушать запреты взрослых маленькому исследователю всё ещё интересно, но он старается делать это незаметно. Он просто не может справиться со своим любопытством. Сейчас важно найти здоровый баланс между поощрением его смелости и интереса, и приучением к правилам. Постарайтесь использовать энергию ребёнка в мирном ключе, наполняя день разнообразными увлекательными занятиями и активностями.

    Малыш умеет строить простые предложения, с удовольствием рассматривает картинки в книжках и отвечает на вопросы взрослых. Общайтесь с малышом как можно больше и говорите обо всём, что происходит вокруг.

    Малыш от 1 года 9-ти месяцев до 2-х лет

    Сейчас ребёнок развивает свои мыслительные процессы и социальные навыки. Он постепенно усваивает, как следует себя вести. И делает это с удовольствием, если взрослые его поощряют.

    Лобная доля коры головного мозга активно развивается, малыш учится анализировать и делать выводы. Иногда он будет вас удивлять, используя предметы и игрушки необычным образом. Так он исследует мир. Поощряйте его интерес и направляйте в нужное русло.

    Развитие ребенка 1-2 года

    Ребёнок хорошо лазает, учится бегать, довольно ловко бросает мячик, с удовольствием участвует в активных играх, занимается зарядкой вместе с родителями. Может долго и увлечённо играть с любимыми игрушками.

    Самостоятельно, или почти самостоятельно, одевается, моет и вытирает руки, убирает игрушки и говорит, когда хочет в туалет.

    Сейчас для маленького человека важна стабильность и устойчивость происходящего. Вот почему он не хочет делиться игрушками с другими детьми. Важно соблюдать привычный режим дня, чтобы уберечь ребёнка от возможного стресса.

    Малыш всё повторяет за родителями: копирует, как папа говорит по телефоны, как причёсывается перед зеркалом мама. Он примеряет на себя взрослые роли. Малыш более послушен и терпелив, знакомится с ровесниками, у него даже появляются первые друзья. 

    Также малыш начинает осознавать свой пол и проявлять интерес к женским или мужским занятиям и соответствующему поведению.

    Словарный запас ребёнка существенно пополнился. Теперь он состоит примерно из 300 слов, которые он складывает в простые предложения. Вам, как и раньше, нужно много разговаривать с малышом: меняйте интонацию, подражайте разным звукам и голосам, старайтесь сделать свою речь насыщенной и яркой. Взрослым это тоже полезно — прекрасно тренируются ораторские навыки. 

    Задавайте малышу вопросы и провоцируйте его на диалог. Рассказывайте обо всём, что происходит вокруг. 

    Вы можете начинать знакомство ребёнка с алфавитом с помощью специальных кубиков, картинок и книжек. Не настаивайте, если интереса к азбуке у малыша пока нет. О том, как учить алфавит, мы писали в отдельной статье.

    Темпы развития

    Изучая стандарты, не пытайтесь подогнать своего ребёнка под общепринятые нормы. Каждый человек уникален. С самого рождения мы отличаемся от других по характеру, темпераменту, склонностям, развитию и т.п. 

    Если ваш малыш, к примеру, не разговаривает, не любит складывать пирамидку или не в восторге от активных игр — переживать не стоит!

    Он исследует мир в своём собственном темпе! Именно этот темп является лучшим для него.
    Если вы заметили, что ваш малыш сильно отстаёт в развитии, необходимо проконсультироваться со специалистом. 

    Развивающие игры

    Давайте посмотрим, как сделать познание мира ещё более увлекательным для вашего ребёнка. 
    Вспомните себя в детстве. Как вам было интересно «наводить порядок» в папином ящике с инструментами, или исследовать содержимое маминой косметички. А кухня, где множество кастрюль, плошек, ложечек? Это же целый мир! 

    Вы можете использовать в играх любые предметы, простор для творчества не ограничен. Главное, соблюдайте меры предосторожности.

    Чем больше предметов, вещей и способов их применения изучит ваш малыш, чем лучше будут развиты его мышление, воображение и двигательная активность. 

    Игра дарит эмоции, удовольствие и радость и помогает познавать мир. Не стоит делать из игры урок и относиться к ней как к обучению. Просто получайте удовольствие от игры с вашим малышом.  

    Как мы говорили ранее, двигательная активность в данный период невероятно важна. Занимайтесь вместе с вашим крохой гимнастикой, зарядкой, упражнениями на фитболе. Старайтесь много гулять. Играйте в догонялки, салочки, прятки, детский футбол, волейбол, минигольф, баскетбол, кольцеброс и т.д. Главное, чтобы занятия были малышу по силам. Не забывайте его хвалить за каждый небольшой успех.

    Пирамидки

    Ребёнок учится различать размеры предметов и складывать из разных частей единой целое. Пирамидки для этого прекрасно подойдут! Лучше выбирать натуральные материалы — дерево или различные ткани.

    Кубики

    Малышам от года интересны кубики разных размеров.

    Научите ребёнка строить домик или башенку из кубиков, гараж для любимой машинки, стульчик для игрушки и т.д. А кубики с картинками можно использовать не только для строительства — их ещё очень интересно разглядывать! 

    Возможно, сначала юный строитель будет только ломать башенки и гаражи, но со строить сам.

    Книжки

    Самые первые книжки у малыша появились уже в первые месяцы жизни. Но сейчас мржно уже переходить к более серьёзным произведениям. 

    Мозг юного исследователя жаждет познания и пищи для размышлений. С помощью чтения вы создаете основу развития гармоничной личности. Желательно превратить чтение в ежедневное приятное занятие.

    Малыш пока не может запомнить сюжет, приготовьтесь к многократному чтению одних и тех же историй. Свои любимые книги ребёнок будет просить вас прочитать снова и снова. Возможно, какие-то детские произведения вы выучите наизусть. 

    Потешки

    Веселые книжки с потешками, которые вы читали до года, по-прежнему актуальны. Они способствуют развитию памяти, умению произносить звуки. Малышам до года лучше читать книги маленького формата с толстыми картонными страницами. Сейчас уже можно переходить к сборникам потешек с яркими картинками. Они будут интересны ребёнку. 

    Сказки

    Выбирайте короткие сказки с повторяющимся сюжетом. Книжки должны быть с большими и яркими картинками, коротким текстом на каждой странице. Юный читатель будет с удовольствием переворачивать их сам. А позднее уже сможет пересказать любимую историю по картинкам. 

    Стихи

    Пока малыш не воспримет сложные слова и метафоры. Выбирайте стихи про детей, животных, семью, игрушки и т.д. Вспомните стихи из собственного детства, которые вы помните наизусть. Познакомьте с ними малыша. 

    Лучше не покупать много книг сразу. Пополняйте детскую библиотеку постепенно. Так вы сможете понять, какие темы и истории больше нравятся малышу.

    Азбука

    Можно приобрести первую азбуку с крупными, яркими и весёлыми иллюстрациями. Попробуйте вызвать у малыша интерес к изучению букв.

    Карточки и книги с изображениями животных и птиц

    Попробуйте вместе с ребёнком рассматривать такие книги и картинки. Показывайте юному исследователю, кто изображён на картинке, где живёт зверь или птица, какие звуки издаёт, чем питается, и т.п. Такие занятия способствуют развитию кругозора и речи. 

    В дополнение стоит обратить внимание на аудиозаписи голосов животных и детские видео про животных. Это безопасная замена телевизору, компьютеру или гаджетам. На прогулке также обращайте внимание малыша на зверей и птиц, которые встречаете. Рассказывайте об их повадках. 

    Развивающие книжки

    Предложите малышу книжки с кнопочками, на липучках, с разными застежками и листочками из материалов разных текстур. Ребёнок будет с интересом их трогать, изучать. Это полезно для развития сенсорных навыков и речи. 

    Непромокаемые книжки-гармошки

    Такие издания делают купание малыша приятным, увлекательным и познавательным процессом. Книжки могут быть посвящены сказкам, животным и т.п. 

    Конструктор

    Лучше начать с простого конструктора с крупными деталями.

    Мозаика

    Покажите малышу, как делать дорожку, солнышко, цветочек и т.д. Вскоре он будет с удовольствием экспериментировать сам. Внимание! Слишком мелкие детали могут быть небезопасны! Будьте осторожны и не оставляйте малыша играть с такой мозаикой одного. 

    Сортеры

    Сортер — это развивающая игрушка для детей, принцип которой основан на сортировке предметов по разным признакам: цвету, размеру и форме. Такие игрушки учат различать формы и размеры и вставлять фигурку в нужный паз или отверстие, развивая логическое мышление. Сортеры можно брать с собой на прогулку. Если малыш освоил простую сортировку, можно предложить ему сортер с более сложными задачами.

    Пазлы

    Очень хорошо развивают логику и мелкую моторику. Сложные схемы пока лучше не использовать. Ещё рано. Выбирайте пазлы для самых маленьких, состоящие из нескольких элементов. Это могут быть животные, птицы, фрукты и т.д.

    Шнуровка

    Продеть шнурок в отверстия — очень увлекательное занятие для юного исследователя. Простую шнуровку ваш малыш скорее всего уже освоил. Можно предложить ему задачу посложнее. Такие занятия развивают логику, концентрацию внимания и усидчивость.

    Бизиборд

    Совмещает в себе сортер, шнуровку, лабиринт и множество других интересных элементов. Детям обычно нравятся такие игрушки. 

    Вы можете сделать бизиборд самостоятельно, добавив на основу шпингалет, шнурочки с подвижными бусинами, выключатель, фигурки из разных материалов и текстур и т.д. Простору для творчества нет границ! Главное, чтобы все элементы были безопасными.  Маленький исследователь будет в восторге.

    Детская посуда и кухня

    Быть похожими на родителей в этот период любят и девочки, и мальчики. Будьте готовы отведать необычные «блюда» от начинающего шеф-повара.

    Машинки

    Отличный вариант как для мальчиков, так и для девочек. Для сценариев игры нет ограничений: машинку можно катать по всем поверхностям, спускать с горки, смотреть за крутящимися колёсами, усаживать в салон пассажиров, устраивать гонки и т.д. Такая игра не только увлекательна. Она развивает координацию и фантазию. А пока ребёнок занят, вы можете заняться делами. 

    Игрушки-каталки

    Дети в этом возрасте обычно любят игрушки на колёсиках. Их можно везти за собой за верёвочку или катить перед собой за ручку. Такие занятия развивают координацию и равновесие. А крупные игрушки в дальнейшем используются в качестве транспортного средства.

    Музыка

    Может показаться, что от детских музыкальных инструментов только шум. И они проверяют вашу нервную систему на прочность. Но такие игрушки важны для развития слуха ребёнка, его творческих способностей в целом. 

    К тому же, чем больше развит слух, тем больше будет развита речь. Еще в древности на Руси малыши играли на разных дудочках, свистульках, жужжалках и свирелях.

    Обратите внимание на барабаны, бубны, ксилофон, дудочки, детские клавишные инструменты, маракасы и т.д. Попробуйте устроить совместный концерт. Это принесёт удовольствие и вам и вашему малышу. 

    Также приучайте ребёнка слушать классическую музыку, детские песни различных жанров. 

    Творчество

    Малыш уже способен управляться с карандашами, фломастерами, мелками, красками. Ему будет интересно лепить фигурки из теста и пластилина. 

    Может случиться так, что когда юному живописцу попадут в руки краски, он будет разрисовывать сам себя и поверхности вокруг — стол, стены и т.п. Но не стоит ругать ребёнка. Спокойно и последовательно показывайте, как и где нужно рисовать, а где — не следует. Будьте терпеливым наставником. 

    Занимайтесь творчеством вместе. Это принесёт малышу огромную пользу! Ведь люди с развитыми творческими способностями, независимо от сферы деятельности, добиваются в жизни большего успеха.

    Комментируйте все свои действия и называйте цвета. Для взрослых творческие занятия могут стать своеобразной психологической разгрузкой. 

    Когда вы вместе рисуете или лепите, покажите, как рисовать карандашом и кисточкой, как скатать из пластилина колбаску и сделать грибочек. 

    Малыш с удивлением будет наблюдать за появлением солнышка, цветочка или кружочка. Сначала в его «шедеврах» будет трудно распознать замысел. Но взрослому обязательно нужно похвалить юного творца и уточнить, что именно он нарисовал или слепил. 

    Дети любят рисовать вместе с мамой на одном листе, а если ещё и папа присоединится — картина займёт почетное место в семейном архиве.   

    Обратите внимание на восковые карандаши, они не ломаются и не имеют острых концов. А если малышу захочется попробовать их на вкус, то это не причинит ему вреда. 

    Стоит также присмотреться к пальчиковым краскам, которые полезны для детей разного возраста. Найдите техники и задания, подходящие вашему малышу.

    Домашние спортивные комплексы

    Важно обеспечить ребёнку активность, даже если погода на улице этому не способствует. Если есть возможность, лучше организовать маленькую спортивную площадку дома. 

    Для этого потребуются:

    • Лестницы, канаты и небольшая пластиковая горка.
    • Мячики самых разных размеров.
    • Подвесные качели.
    • Коврики разных фактур: от мягкого до ортопедического. По ним очень интересно ходить даже взрослым.

    Кстати, если размер помещения позволяет, можно разместить несколько спортивных снарядов для родителей. Вместе заниматься спортом куда веселее и интереснее!

    Независимость

    Поощрять стремления ребёнка к независимости иногда бывает сложно и даже утомительно. «Я сам!» — то и дело твердит малыш. Мама одела ему носки, а он тут же их снял, потому что хочет всё сделать самостоятельно. Ребёнок мнёт и нетерпеливо тянет книжку из рук мамы. Он хочет сам чистить зубы, доставать из шкафа одежду и т.п. 

    Это может утомлять и раздражать взрослых. Но, поверьте, если вы попытаетесь ограничить инициативу малыша, его «я сам», то вам придётся потратить гораздо больше времени на чистку зубов, одевание и т.п. 

    Развитие ребенка

    Запаситесь терпением, приготовьтесь к беспорядку и не ждите быстрого успеха. Начинайте с маленьких шагов, со временем вы сможете усложнить задачу.

    Если вы будете демонстрировать радость при уборке последствий самостоятельности ребёнка, он будет подражать вам и стараться помочь. Обязательно похвалите маленького помощника, он же так старался! 

    ____________________

    И не забывайте запечатлеть его старания на фото или видео. Наверняка годы спустя, когда вы будете их пересматривать, они вызовут улыбку и умиление.  
    ____________________

    Также можно подобрать малышу развивающие кружки и занятия. Посещая их, ребёнок будет расширять кругозор, осваивать различные навыки и учиться социальному взаимодействию. 

    Анна Луценко,
    для Издательства LizaLand