Этапы развития младенца по месяцам до года

Первые месяцы жизни младенца

Каждый родитель хочет вырастить здорового ребенка. Давайте посмотрим, как развивается ваш малыш и как можно сделать его знакомство с миром более гармоничным и увлекательным.  

Содержание:

0–1 месяц

Это очень сложный и важный период в жизни вашего малыша. Ведь раньше он жил совсем в других условиях. В утробе матери было тепло, он получал все необходимые питательные вещества и кислород. Сейчас ему нужно самостоятельно дышать, поддерживать температуру тела и питаться материнском молоком.

Все эти процессы энергозатратны для крохи, поэтому новорожденный почти всё время спит. А в перерывах между сном — кушает. Во время сна малыш растёт и адаптируется к новой среде обитания. В питании малыш нуждается каждые 2 часа, но режим и частота кормлений у детей могут отличаться. Ведь все мы разные и рождаемся со своим характером, эмоциональными и физиологическими особенностями.

Очень важно эти особенности понять и удовлетворять потребности малыша без ограничений. Когда ребёнку только один месяц от роду, ему нужно много телесного и зрительного взаимодействия с мамой. От этого будет зависеть его физическое здоровье в будущем, отношение к себе и окружающему миру. 

Младенец хаотично двигает ручками и ножками, умеет немного приподнимать головку и фокусирует взгляд на предметах. Также малыш рефлекторно хватает и сжимает в кулачке всё, что попадает ему в ручку, способен плавать при погружении в знакомую ему водную среду.

Крошка радует близких первой улыбкой, а ещё умеет сопеть, кряхтеть и даже отвечать агуканьем, если родители с ним постоянно общаются. Малыш вздрагивает, замирает или плачет при резких и громких звуках. И старается помочь маме при кормлении: устраивается как можно удобнее и находит ртом материнскую грудь.

С первых дней жизни родителям рекомендуется вести дневник. Вносите туда все большие и маленькие успехи крохи: первый смех, первое «агу», переворот на бочок, первые «ладушки», первые шажки и т.д. Это копилка радостных моментов, к которой можно возвращаться спустя много лет. 

Порой родители не знают, как можно поиграть с ребёнком, когда он сыт, доволен и все его потребности удовлетворены. Давайте рассмотрим несколько простых и приятных способов развлечь малыша с пользой для его развития.

Сейчас ребенок неопытен и неуклюж в движениях. Часто родители пытаются помочь ему, но это вызывает обратный эффект или приводит к быстрой потере интереса к игре. Ваш карапуз хочет всё исследовать сам — позвольте ему это, и пусть у него получится после многочисленных попыток. Не торопите его. 

1.   Разговаривайте с ребёнком всё время, когда взаимодействуете с ним. Используйте разные интонации и тембр. Тихая речь будет успокаивать малыша, а более громкая — привлекать внимание. 

2.   Когда вы перемещаетесь в комнате, позовите кроху по имени. Перешли на другое место – позовите ещё раз. Ребёнок будет следить за вашими движениями.

3.   Покажите ребёнку яркую погремушку или пищалку, привлеките звуком его внимание, позвольте рассмотреть игрушку. Медленно двигайте ею из стороны в сторону, по кругу и сверху вниз. Останавливайтесь и возвращайте погремушку в исходное положение. Обращайте внимание, успевает ли ребёнок следовать за вашими движениями. Важно вызвать интерес малыша, если же его нет, не вкладывайте игрушку в ручку. Стоит попробовать другую игру или занятие, а эту отложить на потом. Все свои действия обязательно сопровождайте разговором с крохой.

4.   Когда ребёнок внимательно и сосредоточенно рассматривает ваше лицо, медленно перемещайтесь в разные стороны, он будет поворачивать головку и следовать глазками за вами.

5.   Уделяйте внимание массажу и тактильному контакту, сейчас это также важно, как и развитие всех органов и систем. Чем больше вы тактильно взаимодействуете с малышом, тем более спокойно и уверенно он себя чувствует.

1–2 месяца

Ребёнок больше бодрствует днём, да и ночной сон становится более стабильным. Малыш может подкреплять силы материнским молоком, не до конца просыпаясь.  

Крошка умеет держать головку некоторое время, следить за движениями людей и предметов, поворачиваться на голос или звук, переворачиваться с бока на спину, узнавать голос родных, радовать их улыбкой и гулением.

1.    В этот период у малыша можно развивать восприятие форм и цветов. Развесьте на бортиках кроватки яркие картинки. Желательно чтобы на них были чёткие формы и узоры: чёрно-белые, красные, жёлтые, синие, оранжевые, зелёные.

2.    Позвоните в колокольчик и закрепите его на какой-нибудь стороне кроватки. Младенец повернёт голову в ответ на следующий звоночек.

3.    Можно прикрепить к какой-нибудь мягкой игрушке резиночку и повесить над кроватью. Ребёнок будет заинтересован таким «попрыгунчиком».

4.    Для занятий с малышом лучше использовать погремушки, пищалки и игрушки разных форм и текстур.

5.    Ласково касайтесь кожи крошки тканями разных текстур: шёлком, мехом, чем-то вязаным, пушистым, слегка колючим и т.д. Так можно развивать тактильные ощущения. 

6.    Можно знакомить ребёнка с простейшими песенками, стишками и прибаутками. Малыш с удовольствием будет отвечать вам на своем языке.

7.    Даже купание можно делать развивающим. Положите головку малыша на ладонь и, поддерживая тело ребёнка второй рукой, аккуратно поводите вперед-назад, из стороны в сторону, или в виде любой фигуры — квадратом, по кругу и т.п. Привычная крошке водная стихия поможет расслабиться, доставит радость, а такой процесс будет способствовать развитию ориентации в пространстве.

2–3 месяца

В этот период у ребёнка с маминой помощью более чётко выстраивается режим дня: пробуждение, кормление, 2–4-х-разовый дневной сон. Малыш с помощью крика и плача рассказывает, когда он недоволен или что-то идёт не так. Чуткие и внимательные родители уже могут заметить особенности характера и темперамента своего ребёнка. 

Малыш умеет держать головку, переворачиваться, смеяться, удерживать зрительный контакт, довольно долго рассматривать предметы, хватать и держать игрушку, а затем непременно тянуть её в рот. Ребёнок поражает маму и папу «разговором» на малышовом языке: он гулит с разными интонациями и на разный лад.

Как можно помочь развитию крохотного члена семьи в этот период?

1.    Уже сейчас важно обратить внимание на склонности малыша. От кого бы он мог их унаследовать? Вы можете составить список того, что вы замечаете в поведении и реакциях маленького человека. Это поможет подготовиться и выбрать способы развития его сильных черт и корректировки не самых желательных качеств.

2.    Положите малыша на большой мяч для фитнеса, покачайте аккуратно в разные стороны. Это помогает развивать ориентацию в пространстве и укрепляет вестибулярный аппарат. 

3.    Поиграйте в «самолётик». Устройте кроху на руках, вниз животиком, и осторожно двигаясь, изобразите полёт. Удовольствие и новые пространственные навыки станут приятным дополнением к такой игре.

4.    Положите ребёнка на животик, а перед ним посадите несколько ярких игрушек. Если малыш потянется к ним, подставьте руку под его стопу, дав таким образом опору. Скорее всего, ребёнок попробует оттолкнуться от вашей руки. Так ребенок быстрее научится ползти.

5.    Можно начинать знакомство малыша с искусством. Ставьте ему для прослушивания разную музыку: классическую, детскую, весёлую, успокаивающую. Хорошо, если вы будете подпевать или слегка двигаться в такт мелодии. 

6.    Сделайте самостоятельно или купите малышу браслет из мягкой ткани с разными бубенчиками, фигурками и колокольчиками. Так ему интереснее будет изучать свое тело.

7.    Помните о важности массажа. Дополняйте этот приятный процесс песенками и стишками. Для игр подойдут кубики крупного размера, мячики разных форм и текстур, мобили, книжки с крупными и простыми картинками, мягкие игрушки со вставками из разных текстур, погремушки и игрушки для купания. Малышу можно предложить и бытовые предметы, которые так интересно исследовать: ложку, лопатку, стаканчик и т.д. 

3–4 месяца

В этом возрасте малыш умеет управляться с координацией движений, дотягиваться до предметов и ощупывать их, играть со своими ручками и ножками, переворачиваться со спинки на животик, а порой и в обратном порядке. Подолгу увлекается подвешенными над кроваткой игрушками. Больше всего крохе нравится общаться с мамой, и он расстраивается даже когда она покидает его ненадолго. Малыш «разговаривает» с близкими на своём языке, узнаёт свое имя и произносит первые слоги: «ма», «па» и т.д.  

А у некоторых детей уже режутся зубки.

1.    Сейчас самое время начинать развитие речевых навыков. Медленно пойте песенки, проговаривайте стишки и потешки, делая акцент на гласные. Малыш будет вам отвечать.

2.    Можно осваивать игру в ладушки, аккуратно хлопая ладошками малыша.

3.    Возьмите игрушки с разными текстурами и попеременно вкладывайте ребёнку в ручку, обращая внимание на правильный захват с помощью большого пальчика. Аккуратно забирайте игрушку и меняйте на следующую. Это помогает развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.

4.    Попробуйте закрепить над кроваткой игрушки с зеркальцами. Рассматривать себя сейчас — невероятно интересное занятие для малыша! 

5.    И, конечно же, ребёнку понравятся большие книжки с яркими картинками, разнообразные мобили (можно сделать самостоятельно из безопасных предметов и фигурок, или приобрести уже готовые), кубики, мячики и бытовые предметы. Все они помогут маленькому человеку исследовать большой и интересный окружающий мир. 

6.    Также важно обзавестись несколькими прорезывателями для зубов, что поможет малышу чесать десна и легче справляться с порой нелёгким процессом появления зубов.

4–5 месяцев

Малыш активен и много времени проводит в движении: переворачивается, раскачивается и пробует садиться. Ребёнок способен подолгу держать предметы в ручке, хорошо определят «своих» и «чужих», отличает эмоции близких, на ласковое обращение улыбается, а на суровый тон хмурится или капризничает. Сам просит маму с папой о внимании, тянет ручки и лопочет.

Сейчас важно дать ему как можно больше свободы в освоении окружающего пространства и обеспечить безопасность юному исследователю. Режим дня ребёнка может сбиваться, а день с ночью — путаться. Если так происходит, нужно искать причину: слишком долгий сон днём, малая активность в дневное время, слишком сухое и тёплое помещение и т.д.    

1.    Для развития сенсорных навыков можно сделать малышу бусы из пуговичек разного размера, цвета и фактур. Можно изготовить мешочки, положив в них различные крупы (рис, горох, фасоль), а также макароны и т.д., покажите, какие они разные на ощупь. Также малыш с удовольствием будет изучать разные поверхности и предметы: покажите ему как шуршит полиэтилен, какой клубочек получается из верёвочки или шнурочка, как можно мять бумагу или фольгу, и т.д. Простор для творчества не имеет границ.  

2.    Полезны будут игры с мячиками. С помощью тряпичного мяча развиваются хватательные навыки и координация. Мячик с пупырышками полезен для мелкой моторики. Чуть позже малыш сам будет с интересом играть с мячами.

3.    Ребёнку нравится стоять с вашей поддержкой. Можете помогать ему приседать и подпрыгивать, сопровождая такую зарядку стишком или песенкой.

4.    Протягивайте малышу разные игрушки и проговаривайте их название. Так тренируются память и сенсорные рецепторы.

5.    Не забывайте о книжках с большими яркими картинками! Они помогут малышу познавать мир.

5–6 месяцев

Полугодовалый малыш проявляет заинтересованность к «взрослой пище». «Чем бы мне полакомиться?» — думает кроха, наблюдая за тем, что ест мама, или заглядывая на стол.  Можно постепенно вводить прикорм.

В этот период некоторые дети уже хорошо ползают, а другие только осваивают этот навык. Как правило, у крошки уже есть первый зубик. Ребёнок подолгу играет с одним предметом, старается подражать движениям взрослых и их голосу, повторяет слоги и согласные звуки. А ещё тянет в рот абсолютно всё, так что родителям необходимо быть внимательными и осторожными, чтобы не случилось беды. Нужно убрать всё, что может представлять опасность для любопытного активного крохи. Особое внимание следует обратить на провода, розетки, мелкие и тяжёлые предметы.

1.    Малыши очень любят открывать и закрывать разные коробочки и нажимать на кнопочки. Доставьте крохе удовольствие такой игрой.

2.    Разрешайте ребёнку (в пределах разумного, конечно, и чтобы не навредить ему) трогать все предметы, которые его заинтересуют. Так он развивается и изучает этот мир.

3.    Крошке понравится игра в «покорителей пещер». Для этого можно соорудить из подушек, стульев и т.д. тоннель и накрыть его простынёй или пледом. Покажите личным примером, как стать «покорителем» такой загадочной пещеры. А затем позовите малыша последовать за вами. Это помогает развитию двигательных навыков и лучшей ориентации в пространстве.

4.    В этот период особенно важно, чтобы игрушки не просто доставляли удовольствие, но и активно развивали ребёнка. Поэтому рекомендуем уделить внимание фигуркам людей и животных; пирамидкам и лабиринтам; неваляшкам; ведёркам с овощами, фруктами или геометрическими фигурами. И не забываем про любимые книжки! 

5.    Кроме того, малыш способен воспринимать и радоваться разнообразным звукам. Вы можете приобрести для него детские музыкальные инструменты. 

6–7 месяцев

Малыш уже прекрасно ползает, устойчиво сидит и пробует вставать, а с поддержкой может и переставлять ножки. Он видит, слышит и тактильно ощущает почти как взрослый. Может долго лепетать и повторять одни и те же слоги. По названию ищет взглядом игрушку или предмет, любит разглядывать яркие картинки и книжки, и может продолжительное время играть. У него растут зубы, челюсти развиваются, поэтому можно давать крошке пожевать твёрдые кусочки яблока, морковки, сушку или печенье. 

1.    Предложите малышу небольшие мешочки с разными крупами. С ними интересно играть, их можно бросать и даже пробовать на зуб.  

2.    Дети очень любят стучать пищащими молоточками. Помимо веселья, такая забава развивает координацию движений. Также малыши обычно вдохновляются игрой на барабанах. Можно приобрести детский инструмент или пустить в ход кастрюльки, миски и прочие предметы обихода. Громкое развлечение способствует развитию слуха и логики.

3.    Приобретите малышу кубики и сортировщики. В этот период дети относятся к таким играм с большим интересом. 

4.    Предложите ребёнку такую игру: приготовьте корзинку, а рядом положите разные предметы и игрушки. Расскажите о каждой, уделяя внимание формам и цветам. А потом вместе с малышом сложите в корзинку, к примеру, только красные, или только круглые предметы. Такая игра помогает развитию внимания, мышления и памяти.

5.    Продолжайте знакомить кроху с книгами, позднее он будет тянуться к любимым произведениям, перелистывать странички и рассматривать картинки самостоятельно. 

7–8 месяцев

В более раннем возрасте малыш волновался, когда мамы вдруг не оказывалось рядом. Но теперь ребёнок может проявлять беспокойство в присутствии посторонних людей. Ваш кроха всё также нуждается в ласке, заботе, душевной теплоте и чуткости к его потребностям. Наука подтверждает, что дети, получившие достаточно нежности и внимания, вырастают в будущем более устойчивыми к стрессам. С нежностью и лаской в этом возрасте нельзя переборщить!

Малыш уже многое умеет: он быстро ползает, поднимается с помощью опоры, делает первые шаги с поддержкой, произносит первые слова. 
Крошка уверенно передвигается в знакомом пространстве и умеет управлять громкостью своего голоса. Да и эмоциональная сфера активно развивается: на милом личике выражение восторга и интереса может смениться гримасой настойчивости, упорства, а порой недовольства, беспокойства или страха.

1.    Сейчас самое время читать ребёнку книжки перед сном, если вы не делали этого раньше. 

2.    Музыкальные игрушки будут способствовать развитию мышления и слуха.

3.    Малышам очень нравится ронять что-либо на пол: кубики, мячики, пищащие игрушки и т.д. Позднее вы можете усовершенствовать эту игру и научить ребёнка бросать предметы в цель: ведерко, коробку, корзинку.

4.    Также вашему крохе несомненно понравится самостоятельно включать и выключать свет, нажав на кнопку или потянув за шнурок. 

8–9 месяцев

Наступило время для активного развития речи и говорения. Многие малыши в данный период начинают активно разговаривать. Но не все. Не стоит расстраиваться и волноваться по этому поводу! Если ваш ребенок «молчун», не торопите его, просто общайтесь с ним и проговаривайте, как называются игрушки, предметы и всё, что видите вокруг.

Ребёнок уже может ходить, используя опору, залезать по детской лесенке, любит открывать ящики и исследовать окружающее пространство.
Сейчас стоит обратить внимание, насколько правильно вы озвучиваете ребёнку запреты. Если вы неоправданно часто произносите «нельзя», он не будет относиться к предостережениям с должной серьёзностью, а попробует сделать всё наоборот. Например, скажите спокойным и уверенным тоном: «Трогать провода нельзя!». Не используйте шутливые интонации: «Не нежно трогать провода, сладенький, перестань, пожалуйста!». «Разумнее пользоваться запретами только если это касается защиты малыша и его здоровья. 

1.    Особенное удовольствие детям доставляют игрушки для купания, ведь в этот период малыши могут уже самостоятельно управляться с уточками, корабликами и т.д., учить их плавать и нырять. Не отказывайте и себе в наслаждении совместной игры с карапузом. Имеет смысл присмотреться к такой игре, как магнитная рыбалка. 

2.    Большой интерес вызывают у детей разные пирамидки с наборами колец и матрёшки. Также здорово будет вместе построить башню из кубиков с последующим её весёлым разрушением. Пирамидки, кубики и матрёшки помогают развитию моторики, координации движений и знакомят с такими понятиями как размер и объём. 

3.    Сейчас малыш может заинтересоваться различными баночками и коробочками, куда так весело и интересно складывать всякие мелочи. 

4.    Бизиборды, горки и треки для игрушек, музыкальные инструменты помогут сделать процесс развития ребёнка более увлекательным.

5.    Книги также помогут расширить кругозор, развить речь, мышление и фантазию. 

9–10 месяцев

Ребёнок ходит гораздо увереннее, говорит на своём, понятном близким, языке, называет слогами знакомые предметы. У него появились любимые игрушки и книжки. Малыш активно учится новым движениям, совершенствуя координацию и ловкость.

Сейчас у ребёнка очень быстро развивается нервно-психическая система. Особенно важно в этот период, чтобы родители продолжили ему читать, знакомили с музыкой, аудиосказками, играли вместе с кубиками, пирамидками, мячиками и любыми игрушками, способствующими одновременному развитию сенсорных ощущений и мышления. Также будут полезны занятия, в ходе которых малыш играет на детских музыкальных инструментах. 

Но и мама может уделить себе время. Ведь ребёнок уже может играть самостоятельно. Вы можете заняться зарядкой, йогой и любыми упражнениями на ваш вкус. А если малыш захочет вашего внимания, он с удовольствием составит вам компанию. В этом возрасте дети обожают подражать различным движениям. Таким образом родители прививают малышу полезные привычки. Это закладывается на глубоком психическом уровне. 

В этот период хороши игрушки и куклы с крупными чертами лица. Ребёнок знакомится с названиями частей тела и личиком. Помогите ему в этом, превратив познание в увлекательную игру. Попросите показать, где у куклы носик, ротик, ручка, ножка и т.п. 

С удовольствием малыши, как девочки, так и мальчики, играют с машинками и несложными конструкторами. Это развивает двигательные навыки, логику и мышление в целом. 

10–11 месяцев

Ребёнок проявляет всё больше самостоятельности и изобретательности в своих действиях и игре. Умеет разными способами обозначать свои желания. 

Все рекомендации по играм предыдущего периода актуальны. Также сейчас маленькому человеку понравятся игрушки на колёсиках, которые можно катать, толкая перед собой, или везти за верёвочку. Такие игрушки подойдут для дома. Их можно брать на прогулку. Они развивают навыки ходьбы и равновесия. 

Хороши игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки и т.д.), они помогают ребёнку развивать моторные навыки и логическое мышление. Будет здорово, если вы научите малыша самостоятельно заводить такой механизм. 

Попробуйте предложить ребёнку более крупные и сложные движущиеся игрушки: коня-качалку, машинку, на которой можно кататься и т.п. Но взаимодействовать с такими игрушками ребёнок должен только под присмотром взрослых! 

11–12 месяцев

Вашему малышу скоро годик! Это был период стремительного роста и развития всех систем организма. Пожалуй, ни один последующий год не сравнится с первым годом жизни ребёнка. Теперь маленький человек многое умеет: ходит, играет, говорит первые слова, имеет собственные интересы и любимые занятия, активно проявляет характер.

Вашему малышу скоро годик! Это был период стремительного роста и развития всех систем организма. Пожалуй, ни один последующий год не сравнится с первым годом жизни ребёнка. Теперь маленький человек многое умеет: ходит, играет, говорит первые слова, имеет собственные интересы и любимые занятия, активно проявляет характер.

Важно поддержать малыша в его самостоятельности. Позвольте ему самому выбирать, например, еду для полдника, игру, одежду на прогулку и т.п. Если ребёнок чересчур требователен и склонен к эмоциональным всплескам, важно сначала успокоить его, а уже затем пояснять, как лучше себя вести и почему.

Описанные выше развивающие занятия по-прежнему актуальны. Также можно предложить малышу вместе полепить и порисовать. С вниманием к ребёнку нельзя переусердствовать! Совместные игры развивают социальные навыки, мышление, кругозор и закладывают фундамент будущей здоровой личности!

Не забывайте про книги, музыку и массаж.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Если мой ребенок развивается медленнее или быстрее

Сильно переживать не стоит. В описании этапов развития за основу взяты среднестатистические показатели. Но как нет двух одинаковых людей, так не существует и двух одинаковых младенцев. Скорость развития вашего малыша может отличаться от других. Некоторые дети пытаются встать на ноги уже в 5 месяцев, а к 6 умеют ходить. Другие начинают вертикальное передвижение ближе к году.  

Если же вы заметили, что темпы развития сильно отстают, имеет смысл проконсультироваться у специалиста.

Какое количество игрушек должно быть у ребёнка?

Ответ на данный вопрос не однозначен. Столько, сколько вы считаете нужным и позволяют ваши возможности. Стоит обратить внимание на последние исследования учёных. Результаты показали, что чем меньшее игрушек, и чем они более просты, тем быстрее развивается воображение ребёнка. Это побуждает проявлять творческий интерес и создавать игры и занятия самостоятельно.

Можно ли делать игрушки самостоятельно?

Разумеется, можно. Это очень полезно! Главное, чтобы были соблюдены все правила безопасности. Такие игрушки развивают креативные способности не только детей, но и родителей

Можно ли ребёнка до года знакомить с гаджетами? 

Согласно мнению ученых и практических специалистов — нет!  В столь важный период жизни взаимодействие с компьютером, планшетом, смартфоном и т.д. тормозит развитие малыша.

Полезны ли развивающие коврики?

Быть родителем — непростой труд! И очень часто нам не хватает времени. Поэтому мы хотим, чтобы ребёнок развивался самостоятельно, и покупаем специальные для этого приспособления, среди которых — развивающий коврик. 

Однако долго такой предмет малыша интересовать не будет. Конечно, для развития двигательных навыков коврик будет полезен. Но настоящую пользу он принесёт только если вы будете играть вместе с ребёнком. А развивающий коврик станет помощником и подспорьем. 

 

Первый год жизни малыша — это особое время для всей семьи. В первый год жизни мозг и организм ребёнка справляется с таким огромным количеством задач, которые с трудом осилит даже самый талантливый студент. К году ребёнок превращается в самостоятельного маленького человека. С любознательной крохой интересно общаться и играть. Малыш готов к новым открытиям, ведь столько всего нужно исследовать и узнать!

Чтобы малыш рос сильным, здоровым и счастливым, важно знать о возрастных особенностях и характеристиках каждого периода жизни. В следующих статьях мы будем говорить о том, на что стоит обратить внимание в каждом периоде развития, как безболезненно пройти закономерные кризисы, как общаться с малышом, какие развивающие игры и занятия подойдут. Ну и, конечно, о том, как можно помочь росту самодостаточной, гармоничной и уверенной в себе личности.

Анна Луценко,
для Издательства LizaLand