Самостоятельный ребенок

Как научить ребенка базовым навыкам самообслуживания?

«Все приходится за него делать. Убираю его игрушки — я, складываю одежду — я. Я даже кормлю его, хотя ему уже три года» — жалуется молодая мама на приеме у детского психолога. Таких случаев много. А ведь базовые навыки самообслуживания и умение самостоятельно принимать решение — основа правильной сепарации и гармоничного развития ребенка.

Содержание:

  1. Что мешает самостоятельности?
  2. Как научить ребенка самостоятельно играть?
  3. Права и обязанности

Что мешает самостоятельности?

Ребенок стремится к самостоятельности почти с самого рождения. Сначала он пытается исследовать мир в доступных ему границах: тянет ручки к новым предметам, смело ползет или шагает в неизведанные локации, пробует залезть на стул и активно протестует, если ему мешают это сделать. И тут родители совершают первую ошибку — подавляют этот естественный порыв первооткрывателя.

«Не лезь туда, упадешь. Лучше посиди со мной на лавочке» — говорит заботливая бабушка непоседе-внучке. «Не убегай от меня далеко. Играй в песочнице с другими детьми» — просит малыша мама.

Удобно, когда ребенок спокойно сидит рядом. Можно не волноваться и спокойно побеседовать с другими мамами на площадке или заняться своими делами. Но раз за разом внушая страх перед новым, родители мешают развиться природной детской любознательности, на основе которого формируются потом самостоятельность, целеустремленность и уверенность в себе.

Еще один враг самостоятельности — гиперопека. Если мама или бабушка склонны все делать за ребенка, не стоит ждать, что малыш научится заботиться о себе сам. У него просто не будет такой потребности. 

Первые шаги к самостоятельности

  • Поддерживайте естественное развитие. Малыши, как правило, с удовольствием включаются в освоение новых навыков. Родителям важно замечать эти новые умения малыша и встраивать их в повседневную жизнь. Например, малыш попробовал самостоятельно налить себе в чашку чай, у него получилось. Маме следует похвалить его и обозначить: «Давай договоримся, что теперь ты всегда будешь сам наливать себе чай». Это новое действие, пусть и маленькое, ребенок начинает выполнять на постоянной основе. Так формируется привычка. Постепенно спектр самостоятельных действий будет расширяться. 
  • Создайте комфортные условия. Если вы приучаете ребенка самостоятельно одеваться, следите, чтобы одежда всегда была в зоне доступа. Например, в шкафу, до которого ребенок может без труда достать. Для сбора игрушек подготовьте удобные напольные ящики. Чтобы ребенку было проще, их можно разделить по цветам: для машинок — зеленый, для кубиков — красный. Приучая малыша мыть за собой чашку и тарелку, следите, чтобы рядом с мойкой всегда стояла подставка или маленький стульчик и т.д.
  • Проговорите задачу. Малыши не понимают абстрактных заданий, им нужна четкая инструкция. Лучше сказать «Убери книги в шкаф на нижнюю полку и закрой дверцу» вместо «Убери книги». Постепенно ребенок запомнит алгоритм и будет выполнять его без подсказок.
  • Действуйте в рамках «зоны ближайшего развития». Помните, ребенок может совершать самостоятельно только те действия, до которых созрел его мозг и которые он уже изучил во время совместного выполнения с родителем. Схема проста: сначала делаем вместе, потом ребенок делает под присмотром родителя, с его подсказкой и, если потребуется, помощью, и только потом выполняет все действие от начала до конца сам.
  • Акцентируйте внимание на успехах, а не на неудачах. Да, у малыша не все получится с первого раза. Но даже если он, например, разлил воду, когда пытался полить цветы, не ругайте его, не выражайте раздражение мимикой и не старайтесь вызвать в нем чувство вины. Лучше спокойно скажите: «Ничего страшного не случилось. Принеси, пожалуйста, тряпочку из ванной. Мы вместе вытрем воду. Вот так. Видишь, как сухо стало, будто и не было лужи». Это создает у ребенка уверенность в своих силах и позволяет избежать страха ошибки.
  • Не спешите помогать по первому требованию. Есть задачи, где помощь родителя необходима. Но если вы знаете, что ребенок уже может выполнить данное действие сам, дайте ему возможность сделать это.
  • Используйте «визуальные помощники». Это могут быть трекеры, списки, чек-листы, схемы, инструкции и т.д. Для дошкольников такие мотиваторы лучше делать в картинках. Например, можно распечатать и повесить на холодильник трекер утренних дел: ребенок сам заправил постель — наклеил наклейку в соответствующую ячейку. Сделал зарядку — еще одна наклейка. Набрал десять наклеек — получил маленькое вознаграждение (но не материальное, это важно). Получается игра, а если в семье несколько детей, то еще и соревнование — кто быстрее заполнит все ячейки? В ванной можно повесить схему чистки зубов в картинках и установить песочные часы на 2 минуты. Плюс таких мотиваторов в том, что ребенок может пользоваться ими сам.
  • Уважайте детское мнение. Высмеивание, обесценивание и игнорирование детской точки зрения приведет к тому, что ребенок закроется и вообще перестанет проявлять инициативу. Если малыш хочет высказаться по какой-либо теме, стоит его внимательно выслушать и дать обратную связь.

Бывает, что ребенок не хочет делать что-то один. Например, отказывается собирать разбросанные игрушки, хотя знает, как это делается. Не нужно стыдить или заставлять его. Можно пойти на хитрость: начать уборку вместе, а в середине «отвлечься», например, на телефонный звонок.

Как научить ребенка самостоятельно играть?

Как правило, до 3-4 лет дети могут играть самостоятельно не дольше 10 минут. Требовать от них самостоятельной игры раньше не стоит. Постепенно это время может постепенно увеличиваться, и задача родителей — мягко и бережно развивать способность ребенка занимать себя самому.

  • Прежде всего, ребенка нужно «наиграть». Это значит, регулярно проводить с ним время за активной, интересной, вовлеченной игрой, насыщать его своим вниманием. Для этого не нужно часовых игр — 30-40 минут активного участия в детской жизни бывает достаточно.
  • Ребенку следует понятно объяснить, что родители заняты, и сказать, когда они освободятся. «Сейчас я не могу с тобой поиграть, я мою посуду. Потом мне нужно будет вымыть пол. А потом мы сможем поиграть».
  • Чтобы придумать игру, необходимо обладать не только фантазией, но и некоей «игровой базой», набором готовых игровых сценариев, которые можно комбинировать и менять. Поэтому, прежде чем ребенок начнет играть сам, он должен много играть с родителями или старшими детьми, которые научат его правилам игры.
  • Много игрушек — не гарантия самостоятельной игры. Скорее, наоборот, они создают визуальный шум, который мешает сосредоточиться.

О том, что делать, если ребенок постоянно требует внимания, можно почитать здесь.

Права и обязанности

Самостоятельность — это не только про уборку игрушек и умение себя занять. Это еще и про принятие решений, про свободу выбора и, конечно, ответственность. Чем больше самостоятельности появляется у ребенка, тем больше обязательств и ответственности. И чем больше ответственности, тем больше свободы. Соблюсти этот баланс крайне важно.

Четко определите, какие обязанности будут у ребенка, а какие — свободы. Удобно это сделать по методу «цветовых зон» Юлии Гиппенрейтер. О нем можно почитать здесь. Помните простое правило: чем старше будет становиться ребенок, тем больше будет его круг обязанностей и, соответственно, свобод.

Важно, чтобы обязанности ребенка были встроены в семейную систему, и он осознавал себя ее частью. Будет хорошо, если он будет видеть, как папа выполняет свои обязанности, мама — свои, и тогда его ежедневные задачи тоже будут восприниматься им как вклад в семейное благополучие.

Самостоятельность важна не только в умении себя занять, но и в умении принимать решения, размышлять, анализировать. Особенно в современном мире, когда человек с детства оказывается окружен огромным количеством информации, причем не всегда достоверной. Поэтому наряду с навыком самообслуживания важно развивать у детей критическое и аналитическое мышление. 

Все начинается с малого. С принятия решений в простых вопросах (что надеть на прогулку, какую игрушку взять в сад) и взятия ответственности за свой выбор (если, например, игрушку сломали в саду). Важно развивать способность видеть несоответствия в стандартной ситуации и устанавливать элементарные причинно-следственные связи (для этого хороши специальные игры и книги с задачами на нестандартное мышление), расширять детский кругозор, поощрять ребенка высказывать свое мнение. Так можно вырастить свободную и самостоятельную личность и просто счастливого человека!

 

подготовила Мария Помозова

специально для LizaLand