Почему детям необходим контакт с природной средой?
Статистика показывает: более половины современных детей проводят в гаджетах от одного до четырех часов в день, а более 25% — все свободное время. А вот пребывание детей на природе в последние годы, напротив, сокращается. Американский журналист Ричард Лоув называет это явление «природодефицитом». По мнению ученых и педагогов, такой разрыв между детьми и природой негативно влияет на детское развитие и психику.
Содержание
- Чем грозит «природодефицит»?
- Природа и чувственное восприятие.
- Что дает природа нашим детям?
- Палка вместо игрушек.
Чем грозит «природодефицит»?
Современный мир перегружен разнообразной информацией, и дети почти с рождения попадают в этот круговорот фактов, стимулов, ярких образов и «визуального шума». Малыш смотрит мультики и яркие книги, гуляет в жилых районах с обилием билбордов, ярких вывесок и рекламы, ходит на развивающие занятия и занимается с мамой… Но даже мультики и «развивашки», какими бы полезными они ни были, быстро утомляют детскую психику. Отсюда проблемы с концентрацией, нарушение когнитивных способностей, дефицит внимания, подавленность, тревожность, а в будущем — возможно, депрессии и соматические расстройства.
Для гармоничного обучения и развития нервной системе требуется восстановление. Пребывание в лесу или другой естественной среде является эффективным и бережным способом снять напряжение и усталость. Есть исследования, которые показали, что дети, живущие в «зеленых» районах, лучше справляются со стрессом, чем те, кто вынужден жить в урбанизированных районах.
Природа и чувственное восприятие
Природа является «мультисредой», то есть, включает в работу одновременно все органы чувств, а значит, развивает чувственное восприятие ребенка.
- Малыш трогает землю, растирает в руках листик или сжимает в кулачке шишку — в работу включается сенсорное восприятие. Происходит стимуляция мелкой моторики, следовательно, развитие мозга и речевое развитие идут быстрее. Замечено, что у младших дошкольников, которые имеют возможность регулярно взаимодействовать с природной средой в свободной форме, быстрее развивается координация движений и пространственное мышление.
- Природа всегда наполнена звуками. Шелест листьев, голоса птиц, шум ветра — все это создает уникальную мелодию, которая не только развивает слуховое восприятие, но и гармонизирует психику.
Есть наблюдение, что младенцы лучше спят у водоемов, так как шум воды успокаивает их и напоминает время внутриутробного развития. Также положительно влияет пение птиц: оно снимает возбудимость, расслабляет и улучшает настроение.
- Природа богата визуальными стимулами, но в отличие от стимулов техногенной среды, они не перегружают нервную систему ребенка и благотворно влияют на его здоровье. Во время просмотра телевизора или игры в гаджете взгляд ребенка долгое время остается фиксированным. Это негативно влияет на зрение. На прогулке происходит постоянная смена фокуса с дальних объектов на ближние и наоборот. Это отличная тренировка для глаз! А естественный свет, природные цвета (зеленый, желтый, голубой), гармоничность пейзажа (нет инородных объектов, например, агрессивно-ярких рекламных щитов) благотворно влияют на психику и балансируют эмоциональный фон.
Что дает природа нашим детям?
Научные наблюдения, опубликованные в журнале Environment and Behavior, сообщают: игры на природе способствуют лучшей концентрации внимания у детей с СДВГ, чем аналогичные игры в помещении. Другое похожее исследование показало, что 20-минутная прогулка среди зеленых насаждений (парк, сквер) успокаивает и увеличивает способность сосредотачиваться лучше, чем прогулка в городском пейзаже. Другими словами, контакт с природой помогает ребенку стать спокойнее, сосредоточеннее, лучше концентрироваться на учебных задачах.
Есть исследования, которые показали: частое пребывание на природе в детском возрасте способствует снижению вероятности невроза и депрессии, когда ребенок вырастает.
Экологическое воспитание дошкольников хорошо влияет и на их морально-нравственное развитие. Ребенок, который много играет на природе, воспринимает ее не как безликий фон, а как полноправного участника своих игр. Так у него формируется глубинная взаимосвязь с окружающей средой, взращивается чувство ответственности за мир, в котором он живет. Постепенно он учится бережному отношению к окружающей среде, заботе о ней. Но важна работа родителей в этом направлении.
Палка вместо игрушек
Оказавшись на природе, дети нередко отказываются от своих игрушек и начинают играть тем, что находят вокруг себя. В ход идут палки, ветки, камешки, шишки… Деревья становятся домами, дворцами, базами. Из песка и цветов готовятся обеды для кукол и лесных жителей. А простая палка превращается то в лошадь, то в машину, то в куклу, то в украшение, то в элемент для шалаша, то в берег реки и т.д.
Современная игрушка почти всегда несет в себе определенный набор функций. Машинка может возить песок или кукол, ехать на веревочке или скатываться с горки, но она всегда будет машинкой. Природный пейзаж предоставляет гораздо больше возможностей для фантазии и самовыражения. Находя палки и камни необычной формы, ребенок сам придумывает их значение и может менять их в зависимости от игры. Это развивает фантазию и творческий подход к миру и делает игру почти бесконечной.
Ученые заметили, что дети, которые играют на площадке с искусственным покрытием, чаще прерывают игру, чем те, кто играет на траве, песке, земле.
Летние каникулы — прекрасная возможность восполнить природодефицит у детей. Это можно сделать в деревни у бабушки, в летнем лагере, на море или в городском сквере. Место не так важно, главное — искреннее желание родителя показать малышу красоту окружающего мира и подарить ему счастливые моменты свободной игры в природной среде.
Мария Помозова, эко-арт-терапевт,
специально для LizaLand