Семейные правила
Иногда взрослые забывают: когда дети приходят в этот мир, они еще не знают, что правильно, а что нет, и не умеют вести себя в обществе. Задача родителей — научить их этому, выстроив понятную и гибкую систему правил.
Содержание:
Сформировать правила — как?
Детям необходимы границы, в пределах которых они могут гармонично развиваться, а правила помогают регулировать детское поведение внутри семьи и во внешнем мире. Таким образом, мир становится для ребенка более понятным и предсказуемым, и он увереннее чувствует себя в нем. Но как соблюсти баланс и не превратиться в родителя, который запрещает все?
Можно воспользоваться схемой «четырех цветовых зон», предложенной психологом Юлией Гиппенрейтер:
- Красная зона (нельзя) — строгие запреты, связанные с безопасностью и моральными нормами. Нельзя перебегать дорогу на красный свет, нельзя залезать на подоконник открытого окна, нельзя бросать камнем в другого человека. Пусть таких правил не будет много — скажем, 10 или около того. Но эти запреты должны быть «жесткими», в то время как остальная система правил — гибкой.
- Оранжевая зона (нельзя, но…) — строгие запреты, у которых бывают исключения. Например: нельзя прогуливать школу, но в день рождения можно остаться дома.
- Желтая зона (можно, но…) — то, что ребенок может делать, но с определенными условиями. Можно смотреть мультики, но не более получаса в день. Можно бегать по лужам, но в резиновых сапогах.
- Зеленая зона (можно) — то, что ребенок может выбирать и делать самостоятельно. Например, выбирать себе друзей, хобби, одежду, решать, какую книгу читать, какой фильм смотреть. Здесь полная свобода действий!
Получается своего рода «карта», которую можно нарисовать или распечатать и повесить на стену. Но учитывайте, что по мере того, как ребенок будет взрослеть, правила будут «кочевать» из одной зоны в другую.
Спокойствие и только спокойствие
Не стоит говорить о правилах в приказном тоне, с раздражением. Лучше сказать спокойно, дружелюбно, используя безличную форму или «я-сообщения» и обязательно объяснить запрет.
Некоторые психологи советуют не злоупотреблять словом «нет» и формулировками с приставкой «не». Чаще всего такие формулировки и малоинформативны. Сравните два варианта: «Нельзя играть с ножницами» и «Ножницы острые, если обращаться с ними неосторожно, можно пораниться, будет больно». Какая формулировка более понятна и объективна?
В чем ошибка?
При формировании домашних правил важно не допускать следующих ошибок:
- Правила «пишутся» только детям.
Представьте: мама весь день «сидит» в телефоне, но детям строго запрещает пользоваться гаджетами, аргументируя тем, что «это вредно». У малыша возникает диссонанс, ведь родитель является для него первым примером. Поэтому, кроме правил для ребенка, в семье должны быть правила, которые будут соблюдать все.
И, конечно, нужно объяснить ребенку, почему ему запрещено то, что можно родителям или старшим детям. Например, «Мне телефон нужен для работы, сейчас я отвечаю начальнику, но тебе пока не стоит много времени проводить с гаджетами. Это вредно для глаз». - Родители не могут договориться.
Другая ситуация: папа приходит с работы и «отменяет» все правила, которые установила мама. Например, разрешает детям есть сладкое перед ужином и смотреть мультики до позднего вечера. Таким образом, правила перестают быть для ребенка опорой, и сам он не приучается к дисциплине.
Заранее обговаривайте правила с другими членами семьи. Единогласие обязательно! - Отсутствует твердость в установление границ.
Другими словами, родитель хоть и устанавливает определенный порядок, но разрешает его нарушать (часто неосознанно — улыбкой, мимикой или просто молчанием). А может, и вовсе все зависит от настроения родителя. Вчера у мамы было хорошее настроение, и она разрешила детям допоздна смотреть мультики, а сегодня, находясь в дурном расположении духа, она отправила их в кровать сразу после ужина. Это тоже неправильно, и создает у ребенка ощущение ненадежности всей системы.
Если вы отказывайте ребенку в чем-то, делайте это твердо, обязательно объясняйте причину и не меняйте мнение под влиянием детских капризов и собственного настроения.
Напоследок хочется напомнить, что правила — это всегда про поведение, но никогда про чувства. Поэтому нельзя запретить ребенку злиться, обижаться, быть в плохом настроении или плакать.
Мария Помозова,
для Издательства LizaLand