Народные или авторские сказки?
Согласно опросу, всего 11% россиян читают детям народные сказки перед сном и 4-5% — авторские. Большинство родителей отдает предпочтение современным детским историям, некоторые делают выбор в пользу энциклопедий и развивающей литературы. Многим кажется, будто сказки устарели, потеряли актуальность в современном мире. Но это не так. Сказка — это самый простой и понятный сюжет, который благотворно влияет на психику и эмоциональную сферу малыша.
Содержание:
Как «работает» сказка?
Обратите внимание, герои в сказке всегда либо хорошие, либо плохие. Детям дошкольного возраста такое четкое разделение помогает заложить правильное представление о добре и зле, а это залог формирования базовой осторожности. Ребенок понимает: Баба Яга и Кощей — страшные и злые, их нужно опасаться. Уже потом, взрослея, ребенок будет постепенно осознавать: не все то, что некрасиво, по умолчанию является злом. Но пока он мал, это его только запутает.
В сказках поднимаются важные темы, противопоставляются смелость и трусость, щедрость и жадность, сочувствие и равнодушие. Говорить об этих понятиях на «сказочной территории» гораздо проще: ребенок на примере героев видит, что хорошо, а что плохо, и принимает решение о том, как он сам поступил бы в подобной ситуации.
А еще…
- Происходит стимуляция речевого развития. Сказочный слог и сюжет прост, малышу легче запомнить и пересказать его. А новые слова, которыми изобилуют сказки, увеличивают словарный запас.
- Развивается фантазия, воображение, творческое мышления. Сказки способствуют свободному детскому творчеству — после прочтения ребенок может рисовать сказочных персонажей или придумывать свои истории.
- Ребенок получает знания о родной и мировой культуре, расширяет кругозор, культурно и духовно обогащается.
- Сказка успокаивает и гармонизирует психику. Для народных сказок характерно многократное повторение, певучесть слога, ритмичность. Все это придает им медитативность, неспешность, создает ощущение стабильности и безопасности.
Народные и авторские
«Колобок», «Курочка Ряба» и другие подобные сюжеты считаются народными, определить их автора уже невозможно. А вот «Золушка», «Щелкунчик», «Буратино» — это авторские сказки. Читать стоит и те и другие!
В последние годы появилось много авторских «терапевтических» сказок. Их пишут психологи для коррекции детских проблем: тревожности, лени, страхов. Терапевтические сказки позволяют бережно воздействовать на внутренний мир ребенка, менять деструктивные установки, взращивать положительные качества: целеустремленность, уверенность, смелость. На «сказочной территории» ребенок осваивает правильные паттерны поведения, которые потом переносит в реальную жизнь. Но, увы, далеко не все терапевтические сказки полезны. Родителям стоит внимательно выбирать детские книги, предварительно лучше прочитать сказку самому.
Как читать сказки с детьми?
Прежде всего, чтение должно приносить позитивные эмоции. Если ребенку не нравится какая-то история, пугают иллюстрации или персонажи — отложите книгу и не предлагайте. И наоборот, если малыш просит снова и снова читать одну и ту же сказку — читайте. Столько, сколько потребуется. Через соприкосновение с одним и тем же сюжетом ребенок решает для себя какую-то внутреннюю задачу, формирует качество характера или осваивает актуальную поведенческую стратегию.
В сказкотерапии сюжеты народных сказок разделяются на «мужские» и «женские». Считается, что все сюжеты про Ивана Царевича (например, «Царевна-лягушка») — это сказки для мальчиков. В них герой проходит мужскую инициацию, которую впоследствии необходимо будет пройти каждому мальчику. «Василиса Премудрая», «Финист ясный сокол» и другие истории, где в путешествие отправляется героиня, — сказки для девочек. Разумеется, это деление очень условно.
Полезно обсуждать прочитанное, задавать вопросы. Родителям следует акцентировать внимание на том, что чувствуют (или могли бы чувствовать) герои. Можно спросить:
- Какие эмоции сейчас испытывает герой/героиня? Как ты это понял? (можно поискать в тексте фразы, которые указывают на эмоциональное состояние)
- Что ты чувствовал бы на его месте?
- Как ты думаешь, почему он оказался в такой ситуации? (выявление причинно-следственных связей)
- А как ему можно было бы избежать этого?
Сказка — это древний архетипический сюжет, коллективный народный опыт, описанный образным языком. Он формирует внутренний мир ребенка, знакомит его с вечными образами и сценариями, дает решения психологических задач и способствует гармоничному психическому развитию.
подготовила Мария Помозова,
специально для LizaLand