Скоро в школу: часть 2

Как подготовить ребенка к школе без курсов и развивашек?

Ребенку скоро в школу, но готов ли он? Это волнует многих родителей. Иногда удается найти хорошие подготовительные курсы, и тогда задача передается опытному педагогу. Но отдать дошкольника на курсы получается не всегда. И встает вопрос: могут ли родители сами подготовить ребенка? Конечно! Ведь интеллектуальная готовность — это запас определенных знаний, понимание основных закономерностей и определенный кругозор. Все это можно (и нужно) развивать в домашних условиях.

Как проверить готовность к школе?

В LizaLand уже был большой материал, который раскрывал тему школьной готовности с разных сторон: психологической, физической, социальной. Существуют методики и тесты для самостоятельной проверки. Но важно сразу оговориться: принимать их результат как нечто безусловное не стоит. В идеале результаты необходимо обсуждать со специалистом.

  • Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Дошкольнику дается три задания: нарисовать человека (мужчину), скопировать письменные буквы, скопировать точки с образца. В зависимости от результатов определяется степень готовности к обучению. Например, считается, в тесте с рисунком человека важно наличие всех частей лица, шеи, элементов одежды, пальцев на руках. В копировании текста необходимо обращать внимание на наличие пробелов, правильность связей между буквами.
  • «Узор» Л.И. Цеханской. Ребенку выдается лист с нарисованными в определенной последовательности фигурами, задача — соединить их так, как диктует взрослый. Материал для проведения проверки можно найти в интернете и распечатать.

Что должен знать первоклассник?

Единых норм готовности дошкольника к первому классу нет. В разных школах предъявляются разные требования. Но есть стандартный список требований по ФГОС. Первоклассник должен:

  • Знать:
  • свои ФИО, возраст, дату рождения, адрес;
  • информацию о родителях: ФИО, кем они работают;
  • информацию о других членах семьи;
  • информацию о родной стране и родном городе;
  • категории предметов: профессии, одежда, еда, животные, части тела, времена года, природные явления, растения и т.д.
  • русские народные сказки и произведения русских писателей (А.С, Пушкин, Л.Н. Толстой и др).
  • Знать буквы русского алфавита, уметь составлять из букв слоги и простые слова, понимать различие гласных и согласных, произносить слова по слогам, определять количество букв и звуков в простых словах.
  • Уметь выделять суть прочитанного (услышанного) материала, отвечать на вопрос «о чем текст?», уметь кратко его пересказать и выделить главных героев.
  • Уметь составить простой рассказ по нескольким картинкам, составить предложение из 3-4 слов, отличать живое от неживого, единственное число от множественного.
  • Уметь считать до 10 и обратно, знать знаки «больше», «меньше», «равно», уметь сравнивать количество предметов в двух группах, знать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве (лево-право).
  • Обладать набором бытовых навыков: помыть руки, переодеться, завязать шнурки, определить время по часам и т.д.

Чем заниматься с дошкольником?

Развитие когнитивных навыков

Для развития мышления, памяти, внимания ребенку нужно предлагать следующие задания:

  • Найди лишнее. Из 4 предметов необходимо выбрать один лишний (относящийся к другой категории). Например, яблоко, груша, банан, огурец — что здесь лишнее?
  • Обобщение по признаку. Ребенок должен уметь выделять признак предмета и группировать предметы по признаку (для этого удобно использовать карточки). Например, волк, лось, медведь — дикие животные; корова, коза, собака — домашние.
  • Рассказ по картинкам. Начать можно с простых, уже известных ребенку сказок («Колобок», «Три медведя» и т.д). Потом можно предлагать 3-4 карточки или картинки, которые ребенок должен описать так, чтобы получился рассказ.
  • Стихи. С детьми нужно учить стихи — это развивает память, словарный запас, речь. Лучше выбирайте стихи разных поэтов, с разным ритмом и разной степенью сложности.
  • Корректурные пробы. Этот метод разработан для оценки концентрации внимания, но часто используется как способ развития внимательности и усидчивости. Для дошкольников лучше брать корректурные пробы с изображениями: например, найти и подчеркнуть на бланке пробы все круги или все треугольники с одной точкой в середине. Бланки можно найти в интернете.

Идея! Прекрасный способ развить когнитивные функции — настольные игры. Например, игра «Мемо» улучшает память, «Доббль» тренирует внимательность и скорость реакции, «Лото» знакомит с числами и т.д.

Обучение алфавиту

Удобнее сначала выучить все гласные, постепенно добавляя к ним согласные так, чтобы получились слоги. Для занятий потребуется алфавит. Удобнее взять карточки — это позволит проще оперировать знакомыми буквами и добавит наглядности обучению. А можно приобрести комплект из книги и карточек для обучения чтению, например, «Алфавит и цифры для малышей».

Идея! Когда ребенок выучил очередную букву, дайте ему книгу или журнал и предложите найти и обвести эту букву во всех словах.

Обучение письму

Заранее учить ребенка писать прописные буквы не стоит (если это не является требованием именно вашей школы). Гораздо важнее подготовить его руку к письму. За несколько месяцев до школы рекомендуется уделять внимание занятиям на развитие мелкой моторики. Например, сборке пазлов, конструкторов, лепке, бисероплетению и вырезанию ножницами из цветной бумаги. Это поможет улучшить подвижность кисти и пальцев и подготовит руку к письму.

Полезно заниматься по прописям, но писать не буквы, а отрабатывать штриховку, обводить по пунктиру, «проходить» лабиринты и т.д. На этапе обучения лучше отказаться от шариковой ручки и использовать простой карандаш (B или HB), так как он более чувствительный к нажатию и не приводит к перенапряжению кисти. Также по желанию можно поэкспериментировать с перьевой чернильной ручкой.

Идея! Обратите внимание на нейропрописи. Это прописи, в которых работают две руки одновременно, что очень полезно для развития межполушарных связей.

Обучение счету

Математику стоит учить не столько по учебнику, сколько на простых бытовых примерах. Можно предлагать ребенку посчитать цветы на клумбе, голубей у подъезда, красные машины на парковке. Можно задавать вопросы типа: «Вот, у меня есть пять конфет, я отдаю тебе две, сколько у меня останется?» и т.д.

Развитие кругозора

Кроме базовых знаний об окружающем мире, полезно на практике знакомить ребенка с природными явлениями, искусством, интересными фактами из истории, географии, физики и т.д. Например, сейчас продается много наборов для домашних опытов, которые помогут просто и наглядно рассказать ребенку о законах физики и химии. С детьми полезно ходить в театр и в музей (здесь об этом можно почитать подробнее), читать и обсуждать книги, а также современных авторов, смотреть развивающие передачи (например, про животных), наблюдать за природой и вести дневник наблюдений, играть в настольные игры, ходить в походы. Все это не только расширяет кругозор дошкольника, но и формирует у него позитивные воспоминания о времени, проведенном с родителями.

Творческое развитие

В дошкольный период игра и творчество должны быть главной детской деятельностью, поэтому даже во время подготовки к школе нужно оставлять ребенку время для творчества и свободной игры. А еще можно вместе рисовать (например, по видеоурокам или импровизировать), вырезать, лепить из пластилина, делать поделки из природных материалов.

Не менее важно развивать креативное мышление. Например, можно предлагать ребенку ответить на нестандартные вопросы:

  • Где взять воду в пустыне?
  • Как сохранить кусочек зимы летом?
  • Как перебраться через реку, если нет моста?

Первые ответы будут очевидными, но потом ребенок начнет «генерировать» необычные и очень интересные варианты.

Что еще?

Составьте план и придерживайтесь режима. Если ребенок не ходит на подготовительные курсы и в детский сад, домашняя подготовка должна проходить на постоянной основе. Это помогает соприкоснуться со школьной дисциплиной и немного привыкнуть к ней. Заниматься нужно ежедневно: лучше 10 минут каждый день, чем полчаса два раза в неделю. При этом старайтесь научить ребенка не отвлекаться от занятия хотя бы 10-15 минут.

Для занятий выделите особое время в распорядке дня. Лучше заниматься утром. Во-первых, ребенок еще не успел устать, во-вторых, получается своего рода имитация школьного дня. Впоследствии ребенку будет проще влиться в учебный ритм.

Но, конечно, интеллектуальная готовность к первому классу — это лишь одна часть из комплексной подготовки дошкольника. Также необходимо развивать психологическую, эмоциональную, социальную готовность, выстраивать режим, готовить ребенка к новой деятельности и новому статусу.

подготовила Мария Помозова,

специально для LizaLand