Как понять, что ребенок готов к школе, и как подготовить его к первому классу?
Когда малышу исполняется шесть лет, многие родители задумываются: не отдать ли его в школу пораньше? Особенно велик соблазн, если дошкольник уже умеет читать и считать, обладает широкой эрудицией, легко заводит знакомства. Этот шаг оправдан лишь в редких случаях. Чаще получается так, что преждевременная учебная нагрузка ложится непосильным грузом на детскую психику и здоровье. Поэтому не стоит исходить исключительно из интеллектуальной готовности ребенка к школе — нужно принимать во внимание все важные факторы.
Физическая готовность
Физическая готовность — готовность тела ребенка к новым нагрузкам, степень развития его костной системы.
Физическая готовность ребенка к школе многими психологами рассматривается как приоритетная. Ведь для того, чтобы носить портфель с учебниками и сидеть за партой по 3-4 урока, должны быть достаточно сформированы кости позвоночника. Как проверить физическую готовность к школе?
«Филиппинский тест». Попросите ребенка встать прямо и дайте четкую инструкцию: «Накрой левое ухо правой рукой так, чтобы предплечье проходило над головой». Не подсказывайте, где лево, где право, лучше понаблюдайте, насколько хорошо это знает сам ребенок. Если рука огибает голову и ладонь достает до уха, дошкольник уже прошел «скачок роста» и к школе готов. Если не дотягивается — тело еще «не доросло» до школьных нагрузок.
Поза Ромберга. Следующий тест можно сопроводить такой инструкцией: «Встань прямо, подними одну ногу, согни ее в колене. Прижми стопу к колену второй ноги, вытяни руки вперед и закрой глаза». Если удается сохранять равновесие 8 секунд и более, тело достаточно развито для начала школьного обучения.
Наличие постоянных зубов. Коренные зубы показывают развитие костной системы в целом. Чем больше постоянных зубов, тем более развит опорно-двигательный аппарат, и тем дольше ребенок может сидеть за партой без вреда для осанки.
Обычно физическую готовность к школе позволяет выявить медосмотр. Если у ребенка нет физических или неврологических проблем, он может концентрировать внимание на одной деятельность в течение 30-40 минут, у него скоординированы движения, развита мелкая и крупная моторика, то нет никаких препятствий для начала школьного обучения.
Как подготовить ребенка к школе физически?
- Налаживайте режим дня. Режим дня — база, которая обеспечивает здоровье всей нервной системы. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. За 1-2 месяца до первого класса необходимо подстроить распорядок дня под школьный. Например, уроки начинаются в 8.30, значит, встать надо в 7.30, а малыш привык вставать в 9.00. Начинайте будить ребенка пораньше: сначала в 8.50, потом в 8.40 и т.д., чтобы к сентябрю он уже привык вставать на нужное время.
- Сбалансируйте питание. Пища — еще один важный элемент укрепления физического здоровья и нервной системы. Рацион должен быть сбалансирован по микро- и макронутриентам.
- Добавьте движения. Детям необходимо достаточно двигаться, чтобы тело развивалось гармонично, укреплялись мышцы и костная система. Подойдут велопрогулки, ролики, занятия на спортивной площадке, плавание и подвижные игры на свежем воздухе.
Социальная готовность
Социальная готовность — это умение ребенка формировать и поддерживать социальные контакты, усваивать социальные нормы, слушать (и слышать!) учителя, соблюдать школьную дисциплину.
Ребенок должен:
- понимать обращенную к нему речь,
- обладать развитым эмоциональным интеллектом,
- уметь общаться со сверстниками и взрослыми (и понимать отличие в таком общении),
- уметь знакомиться, заводить контакты,
- уметь вести себя в конфликтных ситуациях и находить компромиссы,
- не бояться просить помощи,
- не стесняться обратиться к учителю (например, если нужно выйти в туалет на уроке),
- спокойно оставаться в малознакомой обстановке.
Обычно эти навыки в той или иной степени развиты у ребенка к семи годам, если он посещал детский сад. Но важно понимать, что этот список, скорее, идеальный вариант, чем реальные умения среднестатистического ребенка. Если малыш стеснительный, малообщительный, боится просить о помощи или может вспылить в конфликте, это не значит, что путь в школу ему закрыт. Родителям нужно предупредить педагога об особенностях ребенка и помочь ему быстрее адаптироваться.
Как развивать социальную готовность?
Ходите с ребенком анимационные программы, игровые комнаты, на площадки, где он сможет взаимодействовать с детьми в свободной обстановке. Это позволит выработать толерантность к большому количеству малознакомых людей. Учите его правильно общаться со взрослыми (например, здороваться с соседями). Давайте ребенку проявлять самостоятельность — на площадке, в магазине, в общественных местах.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность — это набор знаний и навыков, которые должен иметь ребенок для успешного обучения в первом классе. В зависимости от школы требования могут варьироваться.
Что должен знать и уметь первоклассник?
- Личные данные и информацию о семье: свои имя и фамилию, имена родителей, близких родственников, домашний адрес.
- Названия времен года, частей суток, месяцев, дней недели.
- Иметь представления о базовых категориях: профессии, животные, растения, одежда, транспорт и т.д.
- Уметь определять предметы в группы по признакам и исключать лишнее.
- Иметь более-менее развитое пространственное мышление, уметь отличать право, лево, вверх, вниз, вперед, назад.
- Повторять или дорисовывать узор по клеточкам.
- Знать буквы и цифры.
- Составлять рассказ по картинкам, уметь сделать краткий пересказ.
- Выполнять задание по образцу.
В некоторых школах интеллектуальную готовность определяет психолог, но родители могут сделать это сами. Из доступных для домашнего использования методик можно выделить графический диктант, тестовую беседу, срисовывание, копирование письменных букв.
Есть методика «10 слов», когда родитель зачитывает несвязанные между собой десять слов, а ребенок повторяет их в любой последовательности. Если после четвертого раза он может вспомнить и назвать 8-10 слов, его слуховая память достаточно сформирована для школы.
Как подготовить ребенка к школе интеллектуально?
Обычно интеллектуальной подготовкой занимаются на подготовительных курсах при школах и в детских садах. Если дошкольник посещает такие занятия, то к поступлению в первый класс он будет готов. Но родители могут самостоятельно заниматься с детьми по специальным пособиям.
Эмоциональная (психологическая) готовность
Психологическая готовность — это уровень психической зрелости ребенка для начала школьного обучения. Она складывается из большого количества факторов, в том числе это эмоциональная, мотивационная, личностно-социальная готовность.
Некоторые дети могут быть очень развиты интеллектуально, но в силу особенностей темперамента или других обстоятельств очень привязаны к дому, к маме. Если такой ребенок к тому же не посещал сад, то поход в школу станет для него настоящей пыткой и, скорее всего, вызовет соматические и неврологические реакции. Таким образом, при полностью сформированной интеллектуальной готовности малыш оказывается не готов к школе эмоционально и психологически.
Как можно определить эмоционально-волевую готовность ребенка учиться:
- У ребенка сформирована произвольность — осознанное управление памятью, вниманием. Он может усилием воли вовлекаться и удерживать внимание на учебной деятельности (даже если это не очень интересно).
- У него сформирован позитивный образ себя и адекватная самооценка, а также позитивное видение других, учителя, школы.
- Он понимает и принимает свою новую социальную позицию, осознает новые обязанности, связанные с ней.
- Дошкольник обладает нормально развитым эмоциональным интеллектом, понимает свои эмоции и учится их контролировать.
Обычно психологическая готовность к обучению в школе формируется только к 7 годам.
Важно! В школе ребенок должен уметь самостоятельно одеться, завязать шнурки (если нет, то ботинки на липучках — настоящее спасение), повесить свои вещи на крючок в раздевалке (а не кинуть под лавку), разложить и убрать учебники, вовремя сдать тетради, вымыть руки перед едой и т.д. Зимой в расписание первоклассников добавляются лыжные занятия, а вместе с ними — дополнительные задачи (одеться в уличную одежду, взять лыжи, надеть, потом сложить и т.д.). Если с самообслуживанием пока трудно, то стоит начать оттачивать эти навыки хотя бы за несколько месяцев до школы.
Как психологически подготовить ребенка к школе?
Эмоционально-волевая готовность формируется у детей только через игру. То есть ребенок должен полноценно «наиграться», изучить этот мир через призму сюжетно-ролевых игр, сформировать представление о себе в игровом пространстве.
Формируйте у ребенка позитивное отношение к себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, талантах и способностях, почаще хвалите и отмечайте успехи. Это поможет в будущем избежать страха ошибки.
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность — интерес к школе, желание учиться и узнавать новое, принятие себя в новой роли ученика.
Если дошкольник играет с игрушками в «школу» и интересуется школьной атрибутикой, можно предположить, что мотивация к обучению развита.
Как взращивать мотивацию к учебе у дошкольника?
- Расскажите о школе. Что это такое? Что там делают? Как проходят уроки? Какие там правила? Почему учиться интересно? И зачем это нужно?
- Создайте позитивный, но не оторванный от реальности образ школы. Не стоит излишне приукрашивать школьные будни и акцентировать внимание только на веселых играх на перемене. В школу идут, чтобы получить знания, стать взрослее, самостоятельнее, узнать новое — об этом нужно говорить в первую очередь.
- Поделитесь своим опытом, расскажите, что вам нравилось в ученичестве, вспомните интересные истории. Если в семье есть старшие дети, можно «взять интервью» у них.
- Читайте книги о школе, смотрите мультики и фильмы, играйте в тематические игры.
Отдавать ребенка в школу в шесть лет или дождаться семи? Каждый родитель решает сам. Однако важно помнить, что в дошкольном периоде (а он длится до 7 лет) ведущей деятельностью ребенка является игра, а в школе такой деятельностью становится учение. Но если ребенок не наигрался, его психика не созрела до учебы, а мышление не перешло от наглядно-образного к словесно-логическому, в школе ему будет непросто. Кроме того, шестилетка в классе, скорее всего, будет самым младшим, и его одноклассниками могут оказаться восьмилетние дети. В некоторых случаях это может помешать налаживанию контакта, привести к конкуренции, конфликтам.
подготовила Мария Помозова
специально для LizaLamd