Воспитание без "кнута и пряника"

"Кнут или пряник?"

Для начала предлагаем вам ответить на вопрос: что вы понимаете под наказанием?

Содержание:

Что такое наказание на самом деле и можно ли обойтись без него в воспитании ребенка?

Для начала предлагаем вам ответить на вопрос: что вы понимаете под наказанием?

Для кого-то это неприятные воспоминания из детства, связанные с отцовским ремнем. Для кого-то — долгие стояния в углу без мультиков и сладкого. А для кого-то — тяжелое молчание мамы, заставляющее внутренне сжиматься. 

В большинстве случаев классические наказания — это «акт возмездия» по принципу «ты поступил плохо, теперь плохо будет тебе». Так воспитывали детей раньше, и современные родители неосознанно переняли этот взгляд на наказание. Неудивительно, что многие из них, пережив подобное в детстве, отказываются и вовсе наказать детей.

На самом деле задача наказания — не ухудшить жизнь ребенка, а научить его конструктивному, этически правильному и безопасному поведению.

Но поможет ли крик, оскорбления или ремень «объяснить» ребенку его ошибку и чему-то научить? Конечно, нет!

Оскорбления — под запретом!

Наказывать ребенка через отрицательные эмоции — страх, гнев, унижение — нельзя. Это травмирует личность, искажает развитие, заставляет замыкаться в себе. 

Это касается и «психологического насилия». Угрозы, запугивание, игнорирование и молчание — все это воздействует на ребенка так же негативно, как крик и шлепки. В таких ситуациях маленький человек испытывает страх и чувство одиночества. А значит, вместо того, чтобы воспитывать и адаптировать к жизни в обществе, родитель сильно ранит малыша. 

Любое насилие приводит психику ребенка в режим защиты. В этом состоянии он не открыт для нового, не стремится понять, что он сделал не так. Все силы уходят на проживание страха, обиды, чувства несправедливости. Ничего из того, что родитель пытается донести, не отложится у него в такие моменты. А значит, «плохое» поведение повторится.

Наказание — это «компас» 

Неприятная ситуация случилась, ребенок нарушил запрет или повел себя не лучшим образом. Это привело к негативным последствиям. И родитель должен акцентировать внимание ребенка на них. Именно в последствиях, а не во внешнем воздействии заключается наказание. По ним, как по компасу, ребенок понимает, в каком направлении он движется, нужно ли закреплять эту модель поведения или нет. 

Например, школьник не выучил урок и получил двойку. Чтобы ее исправить и не остаться на второй год, ему пришлось после уроков заниматься с учителем дополнительно, пока остальные ребята играли во дворе в футбол. Это и есть наказание, и родитель тут ни при чем. 

Или малыш, несмотря на запрет, использовал ножницы для игры и порезал палец. И тоже наказание происходит без участия родителя. 

Чаще всего детям бывает достаточно таких эпизодов негативного опыта, чтобы в следующий раз выбрать другую модель поведения.

Есть и другой вариант — «условное следствие» непослушания. В этом случае родитель устанавливает правило и заранее обговаривает наказание. «Если ты будешь грубить учителю, мне придется запретить тебе играть в компьютер». Однако важно, чтобы родитель не просто запугивал ребенка, а готов был ввести реальные санкции, если правило будет нарушено. 

Необходимо учитывать важные нюансы:

  • Откладывать наказание нельзя. Чем раньше за нарушением правила последует наказание, тем лучше. Исключений быть не должно.
  • Наказывать через негатив нельзя, но через лишение бонусов — можно. Например, тот, кто ломает чужие вещи, не получит новую игрушку, о которой давно мечтал.
  • Родитель должен демонстрировать спокойствие и строгость, а не гнев и раздражение.
  • Наказание не должно быть унизительным. Это должно быть не действие против ребенка, а действие в помощь ему!
  • Нельзя перекладывать на другого родителя обязанность наказывать ребенка. «Хороший» и «плохой» полицейские бывают только в фильмах, а родители должны олицетворять для ребенка справедливость и защиту.

Напоследок хочется сказать: говорите со своими детьми! Даже если ребенок сделал что-то не так — нагрубил, кого-то обидел или нарушил правило, родитель должен попытаться понять его чувства, узнать, почему он поступил именно так. Сделать это можно только в спокойной доверительной беседе. В этот — ключ к гармоничному воспитанию.

Мария Помозова, 
для Издательства LizaLand