«Не хочу учиться»!

 Как заинтересовать ребенка учебой?

Содержание:

 

Как заинтересовать ребенка учебой?

Скандалы, постоянный стресс, домашние задания до поздней ночи — такова ежедневная «рутина» во многих семьях. Ребенок не хочет учиться, о чем откровенно заявляет родителям. Поэтому маме, папе, бабушке и другим членам семьи приходится «грызть гранит науки» вместе с юным учеником. Если вам знакома эта ситуация, эти советы для вас!

Почему ему неинтересно?

Главная причина отсутствия тяги к знаниям в том, что ребенок понимает, как решать задачу, да и зачем ему это, собственно говоря, нужно.     

«Если не понимаешь, прочитай еще раз и подумай» — говорит взрослый и окончательно сбивает ребенка с толку. 

Ведь дело в том, что первоклассник (да и вообще ученик начальной школы) еще не знает, как думать. Аналитические способности, умение работать с информацией и подключать логическое мышление — все это приходит постепенно, с возрастом и опытом. В случае заучивания же любой учебный процесс превращается в муку. А значит, то, что должно развивать, убивает даже имеющиеся способности. 

А дальше происходит следующее. Ребенок медлит, скучает, ошибается. Мама и папа медленно (или быстро) «закипают» и раздражаются. В порыве эмоций могут быть брошены обидные слова: лодырь, бестолочь, тупица. Самооценка ребенка стремительно падает. И возникает ненависть к определенным предметам, а возможно, и к учебе в целом.

Фразы, которыми родитель «убивает» детскую мотивацию

  • «Пока не выучишь, никакой игры». Ведущая деятельность детей дошкольного и даже младшего школьного возраста — игра. У ребенка в игре — целый мир, его личная Вселенная. Игра и есть сама жизнь. В игре раскрываются истинные способности, а не те, которые ему навязывает родитель или школа.
  • «Тебе это надо». Почему надо? Зачем? Ребенок не может понять, как пример про яблоки или строчка крючков в прописи повлияет на его жизнь. А значит, ему это просто неинтересно, неактуально. А ведь успех и заинтересованность начинается с желания, и принуждение тут точно не поможет.
  • «Если не будешь стараться, накажу». Мотивация из страха и негатива не работает. Подобные фразы только еще больше отбивают желание учиться.
  • «Это же так просто». Хочется добавить — просто для родителя. Потому что он уже прошел все то, через что проходит сейчас его ребенок. И возможно, он также часами сидел над уроками и разбирался в новой теме. И сейчас пришло время вспомнить это, запастись терпением и помочь ребенку разобраться даже с «очень простой» темой, а не снижать его самооценку обесцениванием.

Что может сделать родитель?

Нужно наблюдать за тем, что ребенок понимает, а что — вызывает трудность. При объяснении сложных тем лучше исходить из практических наглядных вещей, которые ему интересны. Мозг устроен так, что он лучше усваивает то, что закрепил на опыте. 
Например, возьмите две машинки, пусть одна едет с одной скоростью, другая — с другой. Отложите учебник и покажите это на практике. Прямо здесь, на рабочем столе юного ученика. Или, допустим, задача на сложение: есть 3 кубика, а вот еще 3 кубика. Их можно сложить. А можно 3 кубика умножить на 2, и получится то же самое.

Тогда ребенок поймет принцип и усвоит тему сам. А может, и заинтересуется учебой.

А вот контроль все испортит.

Когда ребенок мал, родители контролируют все его действия, чтобы обезопасить. Но когда он взрослеет, у него должно появляться больше свободы, самостоятельности и ответственности. Так, если в первом классе мама делает домашнее задание вместе со школьником, то во втором классе учеба должна постепенно переходить в зону ответственности самого ребенка.

Пример из практики. Девочка (12 лет) не хочет ходить в школу и делать уроки. Это очень беспокоит маму. Ей кажется, что если оставить ее в покое и пойти за ее желаниями, в школу ребенок не пойдет совсем. Однако, устав от постоянных ссор и уговоров, мама решилась на эксперимент. «Я не подхожу к твоим школьным делам, не проверяю дневник и тетради, не спрашиваю, сделала ли ты домашнюю работу. Это только твое дело» — сказала она дочери.

Первую неделю маме было очень тяжело. Она хотела все проверить и проконтролировать. Но прошел примерно месяц. Теперь ребенок нормально учится и выглядит более веселым.

Да, в родительских силах через контроль, запугивания и чувство вины принудить ребенка учиться. Он даже может быть весьма успешным: учиться на пятерки, участвовать в олимпиадах и окончить школу с золотой медалью. Потому что мама сказала, что «так надо». Но его личный интерес в этом будет ничтожным, ему просто будет скучно жить. И чем дальше, тем больше он будет отходить от своих интересов и от самого себя.
Можно соглашаться или не соглашаться с позицией, что лучше быть счастливым почтальоном, чем академиком-невротиком. Но стоит понимать, что невротик, пусть даже и на вершине социальной лестницы, не сбалансирован в жизни.

Как же сохранить баланс? Дать ребенку возможность выбора, прислушиваться к его природным склонностям, интересам, способностям. И максимально поощрять их. Речь при этом идет не о вседозволенности и потакании лени, а о направлении и корректировки действий ребенка с уважением к его личности и принятием его таким, каков он есть.
Родитель должен быть союзником ребенка. Не школы, не учебника, не метода образования, а именно своего юного ученика. И тогда у него получится воспитать свободного и счастливого человека, которому интересно учиться и жить.

Мария Помозова, 
для Издательства LizaLand