«Зона ближайшего развития» ребенка

Что такое «зона ближайшего развития» и почему о ней должен знать каждый родитель? 

Сегодня многие педагоги советуют определить и расширять «зону ближайшего развития» у детей, чтобы избежать проблем в обучении и сформировать навык самостоятельности. Что означает это понятие и как правильно определить эту зону?

Содержание:

  1. Три зоны обучения
  2. Как определить зону ближайшего развития?

 

Три зоны обучения

Теорию «зоны ближайшего развития» сформулировал советский педагог и психолог Лев Выготский. В ее основе лежит представление о гармоничном обучении и поэтапном развитии. Выготский был уверен, что слишком долгая зубрежка уже пройденного материала без движения вперед вредит так же, как нереалистичные требования к ученику. Обучение должно идти постепенно, поэтапно. Для иллюстрации этого процесса он предложил модель зоны ближайшего развития ребенка.

Зона ближайшего развития (ЗБР) — это те действия, которые ребенок делает с помощью взрослого, но вскоре сможет делать самостоятельно. 

Она лежит между зоной актуального развития (ЗАР) и зоной дальнего развития (ЗДР). В первую входят задачи, которые малыш может выполнять сам, без постороннего вмешательства. Во вторую — задачи, которые он пока не может выполнять даже с помощью взрослого в силу возраста и несформированности некоторых функций.

 

 

Самый простой пример — обучение чтению. Если ребенок уже знает буквы и называет их без подсказки — это его ЗАР («я сам»). Следующим шагом будет составление из букв слогов. Самостоятельно это делать он пока не умеет, а вот с подсказкой мамы уже получается. Значит, это — ЗБР. Когда он сможет составлять слоги сам, и это действие тоже перейдет в ЗАР. А вот до чтения предложений малышу на этом этапе еще далеко, поэтому этот навык находится в ЗДР — для его выполнения даже с помощью родителей детский мозг еще не «созрел».

Как определить зону ближайшего развития?

ЗБР — индивидуальное понятие. Все дети развиваются по-разному, и потенциал у двух сверстников может быть разным. Но возрастные особенности и этапы развития когнитивных функций влияют на нее, их тоже нужно учитывать. Например, примерно до пяти лет у детей развито преимущественно образное мышление. Трехлетка может научиться читать и понимать отдельные слова, но понять смысл прочитанного текста ему пока будет сложно. 

Чаще всего родители определяют ЗБР ребенка интуитивно, наблюдая за ним. Есть признаки, на которые нужно обращать внимание:

  • У малыша есть желание научиться определенному делу. Он пробует сделать самостоятельно, но пока не выходит. При этом он мотивирован и не отступает. В этот момент нужно подключиться родителям. 
  • Он сам просит помощи и внимательно следит за действиями взрослого. 
  • Он освоил предыдущий этап: например, выучил буквы и теперь пробует складывать из них слова. 

Обучение в зоне ближайшего развития требует от родителей терпения. Да, малыш уже готов выйти на новый уровень и освоить новый навык, но на это может потребоваться немало времени. Родителю следует быть в этот период чутким, терпеливым и принимающим, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. Необходимо помогать малышу до тех пор, пока он просит помощи, даже если вам кажется, что он уже может выполнять задачу самостоятельно. Нельзя просто объявить: «Теперь ты делаешь это сам. Я больше не помогаю». Лучше предложить: «Может, хочешь попробовать сделать сам? Мне кажется, у тебя получится!».

Но помните: нужно именно помогать малышу — делать вместе с ним, а не вместо него. Совершая действие за ребенка (ведь так быстрее, проще, аккуратнее), родитель мешает зоне ближайшего развития расширяться, а новым действиям — перерастать в навык.

 

подготовила Мария Помозова,

специально для LizaLand